Аграмматическая дисграфия связана с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений. Ошибки могут проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
Детям трудно устанавливать языковые и логические связи между предложениями, составлять предложения и тексты. В письменных работах можно увидеть такие ошибки как: замена частей слова («котёнки» вместо котята), неверное согласование слов (пять «окнов»), нарушения последовательности слов и пропуск слов в предложении.
Важно понимать, для того чтобы исправить ошибки в письменной речи, необходимо работать с недоразвитием грамматического строя в устной речи. Скорее всего, вы замечали и раньше, что ребенок неправильно употребляет предлоги, затрудняется в связном рассказе или пересказе, неверно согласует слова в роде числе и падеже. Ошибки на письме – это следствие нарушений в устной речи.
Коррекция недоразвития грамматического строя речи довольно сложный и системный процесс. Требуется кропотливая длительная работа. Однако, если не заниматься коррекцией, трудности в обучении у ребёнка будут в начальной школе, в среднем и старшем звене, а также станут препятствием для успешного прохождения экзаменационных испытаний. Я думаю, вы встречали взрослых людей, которым сложно написать небольшое сочинение или выразить свои мысли на письме в виде небольшого рассказа.
Предлагаю начать с простых известных игр:
«Детёныши». Взрослый называет животное, а ребёнок его детёнышей. Кошка – котенок, котята. Корова – телёнок, телята.
«Один-много». Взрослый называет предметы в единственном числе, а ребенок называет множественное число этих предметов. Можно использовать слова один и много. Например, один кот, много котов. Один стол, много столов и т.д.
«Назови ласково». Взрослый называет предмет и предлагает ребёнку назвать его ласково, так как предмет маленький. Например, дом – домик, дерево – деревце и т.д. Усложнением данной игры будет называние слов с увеличительными суффиксами. Например, дом – домище, волк – волчище и т.д.
Чтобы ребёнку было интересней, можно использовать картинки, вырезанные из журналов или распечатанные, а также можно купить подобные игры.
Это известные всем игры, но не написать о них я не могла, потому что, к сожалению, очень часто встречаю школьников, которые допускают ошибки, связанные со словообразованием и словоизменением.
Обязательно нужно работать на уровне предложения.
Предлагаю упражнение «Поезд». Нужно составить и записать предложения. Для этого необходимо расположить вагоны-слова так, чтобы получилось предложение. Подсказка: начинай с паровоза.
Усложняем задание. Нужно составить предложения из слов, данных в начальной форме.
Упражнение «Добавь слова». Нужно распространить предложения, добавив второстепенные члены. Обращайте внимание на согласование слов в предложениях. Можно превратить это упражнение в игру. По очереди добавлять слова в предложение. Выигрывает тот, кто добавит в предложение больше всего слов.
Полил дождь. Ребята пошли в лес. Кот пьёт. Идёт снег. Прилетели птицы.
Упражнения «Составь словосочетания». Нужно соединить стрелками слова так, чтобы получилось словосочетание. Обращайте внимание ребёнка на окончание прилагательных.
Очень важно развивать связную речь. Наверное, никого не удивлю, если скажу, что нужно больше читать. Но нужно не заставлять читать ребёнка, а читать вместе с ним. Начните читать небольшие интересные ребёнку тексты. Пусть ребёнок читает вам вслух. Задайте вопросы после того, как текст прочитан. Пусть это будут простые вопросы, но важно, чтобы ребёнок давал развернутые ответы. Попросите пересказать текст. Можно придумывать продолжение рассказов или сочинить сказку. Составляйте рассказы по картинкам. Помогайте ребёнку! Если ему сложно, начните рассказ сами, а он пусть продолжит. Возможно, вы недавно были в интересном месте. Попросите ребёнка рассказать, что ему понравилось, а что нет. Почему? Гуляя на улице, обращайте внимание на красоту природы. Обогащайте словарь ребёнка прилагательными. Составляйте с ним описательные рассказы.
Если вы будете систематично работать над развитием грамматического строя и связной речи, ваш ребёнок научится составлять предложения, рассказы, а ещё грамотно выражать свои мысли. Согласитесь, эти умения очень помогут ребёнку в обучении и жизни!