Фестиваль РНО мне был интересен уже одним своим существованием, люблю этот оркестр, сразу купила абонемент. Ничего из заявленной программы я раньше не слышала, но все обозначенные композиторы и исполнители очень замотивировали.
Первый концерт фестиваля превзошел все мои ожидания. Это была оратория Арнольда Шенберга «Песни Гурре» - произведение, которое крайней редко можно услышать, ибо для его исполнения требуется огромное количество музыкантов.
Когда пишешь шапку поста (кто исполняет, кто дирижер и солисты) - обычно это занимает строчки две. В случае с «Песнями Гурре», наверное, получится целый абзац, но упомянуть всех героев вечера необходимо.
На сцене КЗЧ в тот вечер было два (!!!) оркестра: титульный фестивальный РНО и Госоркестр им. Е. Светланова и четыре (!!!) хоровых коллектива (Государственная хоровая академическая капелла России им. Юрлова, государственный академический русский хор им. Свешникова, Камерный хор Московской консерватории и хор юношей хорового училища им. Свешникова).
Всего на сцене было 300 человек музыкантов, говорят это – рекорд для КЗЧ.
Дирижер был и один и ведущий был один, даже странно.
Филипп Чижевский не только выполнил колоссальную задачу - продирижировать этим гиганстким полотном, ведя по сложной, насыщенной партитуре сразу шесть коллективов, он впервые в этот вечер вышел на сцену в новом качестве – худрука Госоркестра им. Светланова, Екатерина Антоненко совсем недавно возглавила хор им. Свешникова – для нее тоже была премьера в этой ипостаси.
Ярослав Тимофеев представляя произведение, поздравил всех присутствующих с днем рождения Шенберга и, как всегда, интересно рассказал краткую историю создания «Песен Гурре».
Изначально это и правда был цикл песен на стихи поэта Йенса Петера Якобсона. Главные герои – датский король Вальдемар и его возлюбленная Тове. Тем временем законнная жена Валедмара - Королева приказывает убить Тове. Сраженный горем наповал Вальдемар не подумав, проклинает Бога, за что получает мучительное существование в виде призрака вместе со своей боевой дружиной в окрестностях родового замка Гурре.
Песенный цикл Шенберг писал (всего лишь) для сопрано, тенора и фортепиано и планировал подать на конкурс Венского музыкального общества, но не успел к сроку. И вот во что это вылилось.
Нельзя не сказать, что долгий и насыщенный поворотами сюжет в итоге поют и играют почти три часа. Но какое это драгоценное время! Особенно для людей вроде меня, любящих вот такой музыкальный гигантизм, объем, мощь и красоту.
Шенберг в первую очередь известен как изобретатель атональной музыки, «Песни Гурре» считаются его прощанием с традицией. Такое чувство, что автор действительно вложил в ораторию весь запас своих музыкальных знаний, эмоций, надежд, вер и любовей и довел себя до состояния абсолюта. Только выплеснув все старое, наверное, и реально создать что-то новое.
Другую историческую и музыковедческую информацию про Шенберга и его опус, думаю, можно найти в иных источниках, теперь перейду к субъективному. Масштаб меня, конечно, сразил. Повторюсь, для меня концерт стал невероятным, от музыки просто некуда деться ( в хорошем смысле), она накрывает и обволакивает.
Но очень долго, все первое отделение и частично второе мне казалось, что я слушаю...Вагнера. Да, Вагнера, творчеством которого я восхищаюсь. Ощущение, как будто бы обнаружили какую-то его партитуру впервые, (мне по крайней мере точно не говорили, что она существует) .
В одной арии Тове есть ну практически один в один параллель с Изольдой, да и вообще много музыкальных приемов, похожих на приемы Вагнера. И в то же время в теории я понимала, что это НЕ Вагнер, что надо поработать мозгами немножко и понять, где эта утка – вовсе не утка, возможно не так уж она по-утиному крякает. Найти правильный ответ мне все же не хватает образования, предполагаю, что ключ где-то в появлении хоров в таком количестве, в невероятной многослойности и массовости, где Вагнера, похоже, перевагнерили и в последней трети произведения, когда солируют, казалось бы, странные персонажи, да и музыка меняется.
Это так необходимые нам иногда пространства, которые возникают после того как все поженились или все умерли. Как будто бы Шенберг их нащупал и оформил. Даже рассказчик появляется только в финале.
Теперь по исполнению. Я не знаю, кто виноват в том, что певцов было слышно не так хорошо, как хотелось бы. Сомневаюсь, что дирижер, если честно. Как раз показалось, что оркестр и хор звучат безупречно. Возможно отчасти виноват даже Шенберг. А может надо было как-то поработать со звуком в зале, но сложно однозначно обвинить и тех, кто за звук ответственен, ибо я бы назвала «Песни Гурре» задачей со звездочкой, а может и форс-мажором. Еще я сидела с левой стороны, а исполнители стояли справа от дирижера, возможно ближние ряды и другой сектор слышали все получше.
Но даже сквозь звуковые препятствия было понятно,что один из ведущих солистов Мариинки - Сергей Скороходов ( Вальдемар) замечательно спел свою партию. Прима Мариинки - Екатерина Семенчук (Тове) - тоже, причем сила обоих была в том числе и во взаимодействии: так их голоса и их исполнительские эмоции совпали, так красиво и гармонично шла эта линия любви – просто восторг.
Партия Крестьянина из последней трети исполнялась бас-баритоном Михаилом Петренко – вот тут я не поняла ничего, нет впечатления, глушилось все. Шута Клауса пел тенор Антон Бочкарев из «Новой оперы», у него такой голос интересный, нетривиальный, я бы сказала, что очень важно не промахнуться с партией – и тут попадание сто процентов! Очень понравился.
Но больше всех впечатлила Мария Баракова в партии Горлицы. Она спела так, что забываешь о поисках виноватых в каких-то недочетах, потому что ее пение звучало идеально.
Дарья Мороз в роли рассказчика, кстати, тоже очень понравилась. Она словно бы разделила свою роль на две смысловые части: в одной она была звонкой, с нарочито завышенным, хулиганским голосом, которым можно рассказывать поучительные сказки, в другой - словно бы Марлен Дитрих с нотками немецкого кабаре, густой темноты и отрешенности. Немецкий Дарьи, кстати, был очень хорошим. Она единственная работала с микрофоном и вот звук этого микрофона несколько подпортил впечатление.
Но в целом вечер получился невероятным. Атмосфера большого музыкального праздничного события на сцене и в зале. Оглушительные овации и много счастья.