Найти тему

Друг друга истребили... Крушение династии Октавиана Августа

14 год н. э. Уходя из жизни, первый римский император Август оставлял у кормила власти пасынка Тиберия вместе с большой семьею Клавдиев Неронов. Проблем с наследством не предвиделось, ведь у Тиберия был и родной сын Друз Младший, и племянник по линии брата — Германик. По распоряжению старика Августа, Тиберий усыновил Германика, чтобы молодой полководец сделался наследником наследника.

А у Германика росло три юных сына. Женская часть династии была еще более многочисленна. Девиц выдали замуж за знатнейших римлян, и их дети, в принципе, тоже могли бы сделаться наследниками власти.

Казалось, в разветвленном «доме Цезарей» нет и не может быть проблем с потомством! Но через каких-нибудь полвека практически все эти веточки угаснут… что произошло?

Режим, созданный Августом, был всем хорош, но имел один жирный минус: чтобы уверенно управлять этой системой, требовался политический талант, равный таланту Августа… Ведь, с точки зрения римлян, «республика» никуда не исчезла. Просто во главе ее должен стать самый авторитетный гражданин. И если за Августом этот авторитет признавался, то его наследники...

Уже Тиберий (опытный, немолодой политик) чувствовал себя на этом месте не совсем уверенно. Особенно после внезапной смерти сыновей: и родного, и приемного. Две этих смерти римляне связали с ядом. И если современные историки не верят в «отравление» Германика, то уже со смертью Друза Младшего не все понятно.

Потом убийства стали очевидными! Подросшие сыновья Германика — Нерон и Друз Цезарь — сделались наиболее вероятными наследниками. Братья друг друга не любили. Старший из сыновей Германика (Нерон Цезарь) был из-за козней брата сослан вместе с матерью и погиб в ссылке. Союзником Друза Цезаря оказался префект претория Сеян, который имел собственные виды на власть. После падения Сеяна «дедушка» Тиберий посадил под стражу Друза Цезаря и приказал его уморить голодом.

Семья Тиберия на древнеримской камее, начало 20-х годов
Семья Тиберия на древнеримской камее, начало 20-х годов

Но оставался в живых третий сын Германика — уже взрослый Гай Калигула. Кроме приемного внука у Тиберия был еще и родной внук (сын Друза Младшего) — совсем юный Тиберий Гемелл. «Дедушка» завещал свое имущество обоим в равных долях. Однако после смерти Тиберия (37 г.) его завещание объявили недействительным.

Пришедший к власти Калигула расправился с потенциальным конкурентом несколько месяцев спустя: Тиберия Гемелла обвинили в том, что от него «пахнет лекарствами».

От императорской семьи осталось уже не так много, и Калигула стал истреблять других возможных конкурентов — аристократов, породнившихся с «домом Цезарей», но в конце концов сам пал жертвой республиканского заговора.

По воле случая власть перешла в руки Клавдия (дядя Калигулы и брат Германика), которого в Риме считали слабоумным. Клавдий дожил до 41 года н. э. только потому, что Калигула не принимал его всерьез.

Четвертый римский император (на мой взгляд, современные историки сильно преувеличивают его таланты) стал игрушкой в руках вольноотпущенников и жен. Руками Клавдия они уничтожали его родственников и свойственников. Последней женой старика стала его родная племянница Агриппина Младшая — сестра Калигулы. По настоянию Агриппины, императору пришлось усыновить ее сына от прежнего брака, Домиция Агенобарба (Нерон). Он стал наследником, хотя у Клавдия имелся и родной сын от Мессалины, юный Британник.

Преторианец обнаружил спрятавшегося Клавдия и объявил его императором. Фрагмент картины Лоуренса Альма-Тадемы
Преторианец обнаружил спрятавшегося Клавдия и объявил его императором. Фрагмент картины Лоуренса Альма-Тадемы

Через несколько месяцев после того, как был отравлен Клавдий, Нерон ликвидировал своего «брата», а потом занялся истреблением «потомков Августа» по женской линии. План увенчался успехом, и к середине 60-х практически все римляне, которые имели хоть какое-то родство с императорской семьей, были истреблены. Нерон остался один. Пятый император полагал, что это укрепит его позицию.

Результат оказался обратным! Римляне поняли: если «дом Цезарей» исчезнет, то претендовать на власть сможет любой влиятельный сенатор.

Нерон погиб, и в Риме началась гражданская война.

Так (в предельно кратком изложении!) происходило самоистребление династии Юлиев-Клавдиев. Первыми гибли наиболее сильные претенденты, из-за чего династия заметно «деградировала». Если Тиберий еще до прихода к власти был консулом и заслуженным полководцем, то молодой Калигула к 37 г. не имел никаких достижений, Клавдий считался дураком, а Нерон стал императором в возрасте шестнадцати лет.