Методические рекомендации по формированию понятия «лирический герой» при анализе лирических произведений в 7 классе
Организация уроков литературы в школьном курсе, направленных на формирование понятия «лирический герой» при анализе лирических произведений в 7 классе, строится на постепенном усложнении заданий для обучающихся.
Преподавателю при подготовке уроков литературы, направленных на формирование понятия «лирический герой», стоит придерживаться следующего алгоритма:
- Дать представление о лирическом герое стихотворения, предоставив обучающимся развёрнутый анализ какого-либо стихотворения в качестве образца.
- Познакомить обучающихся с понятием «лирический герой», дать полноценное его определение.
- Вводить на уроке вопросы и задания, где обучающимся необходимо охарактеризовать лирического героя стихотворения, опираясь на комментарии учителя.
- Способствовать развитию у обучающихся навыков самостоятельного анализа стихотворения и характеристики лирического героя.
- Расширять знания обучающихся о понятии «лирический герой», подбирая для анализа несколько стихотворений одного поэта или полноценные циклы.
- Проводить вместе с обучающимися сопоставительный анализ стихотворений из ранней и поздней лирики одного и того же поэта, прослеживать развитие лирического героя.
- Закрепить понятие «лирический герой» на примере творчества кого-либо конкретного поэта.
В начале курса литературы в 7 классе, как уже отмечалось выше, необходимо дать представление обучающимся о лирическом герое, познакомив их с анализом какого-либо стихотворения в качестве образца. Затем необходимо дать полноценное толкование понятия «лирический герой». Здесь целесообразно познакомить обучающихся с отрывком из статьи «Блок» Ю.Н. Тынянова, который впервые ввёл термин «лирический герой» в литературоведение в 1921 году.
Для анализа стихотворения и дальнейшей характеристики лирического героя этого же стихотворения целесообразно использовать систему вопросов, на которые обучающиеся отвечают совместно с учителем. В качестве примера приведём вопросы о лирическом герое к стихотворению В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»:
- Какое чувство возникает у человека во время жары, которую описывает В. Маяковский в своём стихотворении? Соотносится л наше представление с чувствами героя стихотворения?
- Меняется ли отношение лирического героя к солнцу? Чем это вызвано? Как называется солнце во второй части?
- Не возникает ли у лирического героя стихотворения В. Маяковского другого чувства?
- Чем был вызван испуг лирического героя? Какими средствами выразительности он передан?
- Какие чувства вызывает лирический герой при прочтении стихотворения? Чем они вызваны?
При таком анализе стихотворения и разборе лирического героя обучающиеся учатся соотносить чувства лирического героя с чувствами читателя, воспринимают авторскую точку зрения, ставят себя на место лирического героя, сопереживают ему.
В дальнейшем задача перед обучающимися усложняется. Если до этого для анализа и характеристики лирического героя давалось одно конкретное стихотворение, то постепенно вводятся циклы стихотворений поэтов (или же приводится несколько стихотворений одного поэта по выбору преподавателя), которые связаны одним лирическим героем. Отсюда следует, что в 7 классе для анализа лирического героя в поэзии Сергея Есенина могут быть использованы следующие стихотворения: «Запели тёсаные дроги…», «Спит ковыль…», «Мы теперь уходим понемногу», «Покраснела рябина», «Вот уж вечер…», «С добрым утром…», «Топи да болота…», «Отговорила роща золотая». А при изучении лирики Н.С. Гумилёва для анализа и характеристики лирического героя может быть использован цикл из четырёх стихотворений под названием «Капитаны».
Необходимо отметить и тот факт, что лирический герой может развиваться и меняться в творчестве поэта. Целесообразность будет сравнить на уроках литературы лирического героя в начале творческого пути поэта и в его позднем творчестве. Таким образом, для сопоставительного анализа можно использовать стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус» (1832) и «Листок» (1841).
ВЫВОД
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что для полноценного формирования «лирический герой» в 7 классе на уроках литературы, преподавателю следует опираться на ряд методических указаний. Для начала необходимо представить пример, познакомить школьников с понятием «лирический герой» и дать его полное толкование. Затем стоит постепенно вводить на уроке вопросы и задания, где обучающимся необходимо охарактеризовать лирического героя стихотворения, опираясь на комментарии учителя. После того, как обучающиеся научится анализировать стихотворения совместно с учителем, стоит дать задания для самостоятельного анализа и характеристики лирического героя. Следующим этапом школьники знакомятся с лирическим героем поэта в цикле стихотворений, а затем сопоставляют лирического героя в раннем и позднем творчестве.