Найти тему
Заметки о культуре

Голос молодых. Мировые премьеры | Концерт, от которого мурашки по коже

Оглавление

Наконец-то первый концерт в этом сезоне. До этого конечно было выступление оркестра NELLA MUSICA и фестиваль «Московская A CAPPELLA», но это было в рамках форума и под открытым небом. Этот же концерт проходил в зале Шнитке в ММДМ. Очень люблю этот зал за акустику и камерность, играть на этой сцене одно удовольствие (выступала там в формате дуэта и в составе оркестра). Слышно всё и не нужны даже микрофоны, поскольку каждую ноту прекрасно слышно на разных оттенках. Вернёмся к самому концерту. Он был дан в цикле всероссийского фестиваля современной музыки «Искусство XXI». Этим вечером звучали произведения молодых композиторов, которые, я надеюсь, мы будем слушать ещё ближайшие лет 20-ть. Произведения этого концерта оказались поистине завораживающими и глубокими, а от самих исполнителей я даже не ожидала такого выкладывания. Знаете, от многих дорогих концертов, от именитых дирижёров и оркестров порой не получается получить столько эмоций, а тут неизвестный мне симфонический оркестр Императорского Православного Палестинского Общества — в первый раз слышу не только об оркестре, но и о самом обществе. Ещё из интересной информации: фестиваль проводится не только при содействии музеев и гранта мэра Москвы, но и при поддержке Осетинской общины в Москве (забавное совпадение, что после концерта я села в метро в поезд, посвящённый республике Северная Осетия). Расскажу о произведениях и напомню, что вы можете написать мне в telegram @steffi_haski, чтобы получить аудио с концерта (Ну, не смогла в который раз удержаться и не записать такие чудесные произведения. Тем более в открытом доступе их всё же не найти).

Тамерлан Хосроев. «Посвящение»

Произведение для гобоя, фортепиано и камерного оркестра. Партия фортепиано — Тимофей Овезов. Дирижёр — Михаил Котельников.

В начале это что-то барочное. Мне напомнило это концерт И.С. Баха для гобоя. Неспешно, строго и плавно музыка перетекает в романтичную фортепианную мелодию. Кажется, что из эпохи барокко мы переместились в романтизм. Что-то отдалённо похожее на Ф.Ф. Шопена. Такая образная мелодия с фразировками. Позже она перетечёт вновь во что-то протяжное и более строгое. Вновь гобой будет в центре, а струнные будут ему вторить. Однако самое чудесное, когда две темы: гобоя и фортепиано, переплетутся вместе. Да, это совсем конец произведения и буквально пару последних тактов, но сочетание барочного звука и романтической фразировки дарит необыкновенное ощущение. Думаю что многие музыканты оценили бы такое.

Начало концерта было трепетным и заинтриговало.

Партия фортепиано — Тимофей Овезов. Дирижёр — Михаил Котельников.
Партия фортепиано — Тимофей Овезов. Дирижёр — Михаил Котельников.

Валентин Малинин. «Инь-янь»

Для фортепиано и камерного оркестра. Партия фортепиано — Валентин Малинин. Дирижёр — Алексей Пугачев.

Вы могли понять по моим статьям, что я просто влюблена в творчество Валентина Малинина. Во многом именно из-за него я и взяла билет на сегодняшний концерт, хотя знала, что он будет играть только одно произведение. Это было произведение его собственного сочинения, которое (как я узнала от некоторых людей) он не исполнял семь лет, то есть с самого момента написания. Само произведение «Инь-янь» волшебно и отражает суть восточного понятия. Это гармония дуализма, которая выражается в разных формах звука, темпе и самой мелодии, которая варьируется от одного образа к другому. Лёгкое, игривое и отчасти даже непредсказуемое произведение, напоминающее скерцо.

Слушатель с самых первых нот слышит мощные аккорды, переходящие к чему-то восточному. Ощущение, что восточная культура так и звучит. Этот плотный звук и тональность так идеально подходящая под картину буддистских или синтоистских храмов, рисовых полей и прекрасных минималистичных императорских дворцов. Потом, когда начнётся непосредственно мелодия у рояля, то он будет идти в небольшой контрапункт с тем, что у скрипок, сочетая белое и чёрное настолько гармонично, что каждая из мелодия остаётся собой, но при этом идеально сочетается друг с другом. В мелодию рояля вплетаются пассажи, которые отдалённо напоминают китайскую фортепианную музыку (например, Сянь Синхая, у которого есть чудесный концерт для фортепиано с оркестром «Жёлтая река»).

Хотя самое притягательное в этом произведении — момент полной смены характера. Заканчивается фраза у струнных, пару секунд тишины и буквально на пианиссимо вступает рояль стаккато, а эту мелодию разрезают пиццикато струнных. Кажется, что это небольшой диссонанс, но потом он разрешается в фортепианной теме, которая не может не напомнить что-то восточное из-за специфических синкоп. В конце звучит разная вариация этой темы как у струнных, так и у рояля и приходит к финальным аккордам, отсылающих к самому началу произведения. Вот вам и всем известный круг изображения «Инь-янь».

Партия фортепиано — Валентин Малинин. Дирижёр — Алексей Пугачев.
Партия фортепиано — Валентин Малинин. Дирижёр — Алексей Пугачев.

Михаил Котельников. Фантазия «Октоих»

Для арфы, фортепиано, ударных, хора и струнного оркестра. Молодёжный хор Московской консерватории и Молодёжный Синодальный хор. Анна Половинкина (сопрано). Алёна Кузьнечикова (сопрано). Григорий Осокин (тенор). Артём Василевич (сопрано). Тимофей Овезов (фортепиано). Дирижёр — Залина Карданова.

Если предыдущее произведение меня приятно удивило и подняло мой дух, то это заставило плакать. Интересно, исполняя такое мощное произведение по энергии, как музыканты умудрились не заплакать? Сама композиция состоит из 8-ми частей, как количество гласов в православном песнопении. Это такое переосмысление системы осмогласия для современного мира. В основе каждой части — неизменный глас, который благодаря композитору может звучать не только в храме, но и на большой сцене, при этом каждому он будет ясен и нескучен. При исполнении нельзя было не отметить дирижёра — Залину Карданову. Во-первых, не очень часто встречаются женщины дирижёры. Во-вторых, она работала без палочки и жест правой руки очень напоминал хормейстерский. Оказалось, что по первому образованию она хормейстер и, наверное, поэтому она смотрелась так органично за пультом.

Само ощущение от произведения — волнительное. Кажется, что эту музыку вполне можно было использовать для саундтрека к авторскому кино о Боге или внутренних переживаниях. Ощущение, что ты переносишься из зала в пустой храм, где ты совершенно один. Точнее не так: есть ты и Он, творец. Вот я пишу статью и опять начинаю плакать от тех ощущений, которые эта музыка оставила после себя. В начале это классические распевы церковного песнопения, которые начинаются со скрипок и потом плавно переходят в хоровую партию. Периодически колокольчики подчёркивают это внеземное и духовное настроение музыки, а потом... Потом начинается смена темпа и вот уже на фоне распева солистов шёпот хора Господи отражает от стен зала. Напряжённая мелодия струнных создаёт несколько некомфортную атмосферу, просто накручивая нервы внутри. Внезапно раздаётся топот от которого ты вздрагиваешь, а шёпот Господи всё также продолжает раздаваться. При этом на фоне шёпота, топота и напряжения в инструментах голос солистов льётся и подобный контраст похож чем-то на исповедь. Вокруг что-то такое опасное или сложное и единственный выход — голос исповеди. С каждой волной музыка становится всё тяжелее и тяжелее. Да, ненадолго можно выдохнуть при теме фортепиано, но глиссандо у виолончели всё возвращается с ещё большей сложностью. Кажется, что что-то скребётся в душе, особенно когда возвращается шёпот и добавляются удары коробочки, дополняющиеся колокольчиками. Наверное, это уходящий куда-то свет или потеря последней надежды, знак на то, что надо покаяться?

Всё заканчивается и остаётся тенор с большим барабаном. Колокольчики и тишина. Встаёт хормейстер — Михаил Котельников. Только хор, произведение превращается в фрагмент службы.

Собезначальное Слово Отцу и Духови,
от Девы рождшееся на спасение наше,
воспоим вернии и поклонимся;
яко благоволи плотию взыти на крест,
и смерть претерпети,
и воскресити умершия
славным воскресением Своим.

Подхватывают мелодию хора скрипки, причём разделяется это вновь ударом колокольчиков. Постепенно мелодия раскрывается, но не сильно. Всё утихает, а в душе как будто бы становится всё чисто, пусто, словно ничего и нет. Длинная нота контрабасов и вступает бас, повторяя одну фразу Боже, мой.

Хоровая часть.
Хоровая часть.

Тишина и что-то светлое сразу появляется в мелодии фортепиано. Вот тут окончательно у меня потекли слёзы из глаз, которые я не могла просто остановить. Сказочная мелодия, словно просто данная свыше. Идеально и гармонично звучит всё. Когда хор вплетается в эту мелодию и она постепенно всё больше развивается, то ощущение, что ты действительно видишь нечто чувственное. Когда закончилось произведение, то ещё пару секунд стояла тишина. Я очень благодарна залу за то, что люди смогли вместе со мной поймать это настроение и просто замереть вот на эти пару секунд после последнего аккорда.

С высоты снизшел еси, Благоутробне,
погребение приял еси тридневное,
да нас свободиши страстей,
животе и воскресение наше, Господи, слава Тебе!

Всё это произведение — какие-то мощные вибрации, то что просто нельзя объяснить. Я верю, что мир не только материален, что нас окружает то, что нам пока неподвластно понять. Это что-то заботится о нас, о нашем роде и подобные произведения как будто бы чуть приближают нас к этой силе. Когда тебя прошибает даже не столько от звука, сколько от того, что заложено внутрь мелодии, тогда понимаешь, что это было создано далеко не просто так.

Дирижёр — Залина Карданова.
Дирижёр — Залина Карданова.

Ерджаник Оганесян. Концерт для виолончели с оркестром

Партия виолончели — Давид Ежов-Яврумян. Дирижёр — Михаил Котельников.

Второе отделение было не таким сильным, так как прошлые два произведение оставили очень глубокий отпечаток внутри, но вот этот концерт всё-таки нашёл место в моей душе. Оказалось, что это не просто концерт для виолончели, это произведение, которое композитор трактует, как реквием. Однако главное в этом то, что посвящено оно Нагорному Карабаху и прощанию с Арцахом.

Действительно, это произведение начинается с внутренней грусти. Партия виолончели напоминает чем-то протяжные песни народов гор, которые исполняются а капелла. Скрипки своим высоким регистром пронизаны болью. Мелодия tutti, которая появляется позже, похожа на побег просто без оглядки прочь. Хотя постепенно музыка замедляется и кажется, что можно в последний раз посмотреть на лучи солнца, что цепляются за горы в родном месте. Можно вспомнить какие-то важные для себя моменты и напоследок под тему трубы, прорезающей весь оркестр, оглянуться на родные просторы, которые в ближайшее время, вряд ли, получится увидеть, ведь придётся вновь бежать. На этот раз быстрее, так как удары малого барабана несколько раз быстро приведут в чувство. Оставшуюся часть произведения можно сравнить с мыслями о том, что кажется неправильным покидать родную землю. Как будто бы автор мучается тем, что принял решение проститься с домом. Хотя в конце всё-таки мелодия возвращается к чему-то светлому, наверное, знак, что дом будет всё-таки всегда в сердце. От этого осознания эмоции утихают, решение принято, само место отпустили и перевернули эту страницу жизни под пару нот у колокольчиков.

Партия виолончели — Давид Ежов-Яврумян. Дирижёр — Михаил Котельников. Композитор — Ерджаник Оганесян.
Партия виолончели — Давид Ежов-Яврумян. Дирижёр — Михаил Котельников. Композитор — Ерджаник Оганесян.

Максим Соловьёв. «Лес»

Для хора и симфонического оркестра.

Это произведение оказалось настоящей симфонической картиной, когда в сознании во время исполнения рисуешь себе пейзаж максимально подробно. Причём происходит это совершенно непроизвольно. Вот капнула роса, вот ещё одна капля, а вот бутон цветка прогнулся под большой каплей, что упала с дерева. Запели птицы, раскинулись деревья на много-много километров вперёд. Диалог флейт, гобоя, фагота — хор птиц. Пробежал заяц, олень и другие животные. Яркий пейзаж величественного леса, который множество раз мы видели на картинах или в фильмах. Только это непроизвольно рисует сознание, опираясь на музыку.

Во второй части вступает хор, который распевает стихотворение «Ночь» Сергея Есенина. Вплетение хора в симфоническую картину добавляет больше красочности и загадочности произведению. Вслушиваясь в текст, можно дорисовать себе больше деталей и окрасить пейзаж в новые краски. Удивительная сказка, которая кажется, возможна только в кино. Здесь же это просто музыка, которая прекрасно подобрана по инструментам, что даже грустно, что композиция заканчивается.

Тихо дремлет река.
Темный бор не шумит.
Соловей не поет
И дергач не кричит.
Ночь. Вокруг тишина.
Ручеек лишь журчит.
Своим блеском луна
Все вокруг серебрит.
Серебрится река.
Серебрится ручей.
Серебрится трава
Орошенных степей.
Ночь. Вокруг тишина.
В природе все спит.
Своим блеском луна
Все вокруг серебрит.
Композитор — Максим Соловьёв.
Композитор — Максим Соловьёв.

Сергей Багаури. «Procul negotiis»

Для симфонического оркестра.

Среди всех произведений оно оказалось для меня менее запоминающимся. Просто по той причине, что оно посвящено борьбе с собой, с внутренними переживаниями, композиция вышла слишком сложной для понимания. Мелодия слишком разная, с чуть-чуть рваными переходами, что логично по сути произведения, но при этом тяжело для прослушивания и осознания музыки. Есть несколько диссонансных мест, когда у струнных идёт плавная мелодия стройная, а у духовых что-то вроде фруллато, которое написано вразрез с мелодией. Получается смесь, нагромождение большого количества всего, что сложно разобрать и уяснить для себя. Возможно, кому-то понравится, мне во второй раз сложно слушать.

Композитор — Сергей Багаури.
Композитор — Сергей Багаури.

София Круглова. «Прощæние»

Для симфонического оркестра.

Это прощание через прощение и прощение через прощание. Задумка очень интересная уже по своему названию! Как и прошлое произведение — несколько сложно в восприятии, но финал абсолютно заслуживает того, чтобы дождаться его. Это квинтэссенция эмоций и переживаний, которые накапливались всё произведение. Тихие фразы то одного, то другого инструмента, словно воспоминания о прошлом с какими-то дорогими людьми. Постепенно эти воспоминания разрастаются, возможно, приходят к каким-то конфликтам, которые нужно простить или с которыми нужно проститься, следуя названию.

Во второй части произведения есть что-то вальсовое, но в чистом виде эта прекрасная тема длится не очень долго. Интересно, что потом через тишину приходит тема, напоминающая какую-то погоню, что-то такое быстрое и стремительное под малый барабан. При этом в эту тему может быть вставлен на пару тактов вальсовый кусочек, что не выглядит странно, наоборот это смотрится органично.

Композитор — София Круглова.
Композитор — София Круглова.

В конце, когда отгремит уже кульминация, будет тихая мелодия флейты и колокольчиков, поддерживаемая скрипками. Да, обычно. Очевидна и последняя фраза, которая из пианиссимо будет выходить на форте за несколько тактов. К ней конечно же в конце подключится большой барабан и наступит разрешение финальным аккордом. Тремоло по тарелке с крещендо и тишина. Ходы были очевидными для меня, но очень грамотно применёнными и скомпонованными, а финальная тишина в зале говорит уже как минимум о том, что произведение смогло зацепить зал.

Вот таким получился первый концерт в моём сезоне. Это был прекрасный вечер, а некоторые из произведений уже сейчас я переслушиваю, так как просто не могу оторваться от мелодии и хочу снова и снова ощущать, проживать эмоции с концерта. Уже совсем скоро будет ещё одна статья о концерте в консерватории и конечно же новая-старая «Спящая красавица», куда же без неё? До встречи в новых заметках о культуре!

Общий поклон.
Общий поклон.