Найти тему
Новый человек

Das Man: как мы теряем себя в толпе и как вернуться к подлинности

Немецкий философ Мартин Хайдеггер также обратил внимание на тенденцию людей убегать от того, что он назвал «подлинной способностью быть самим собой», к комфорту конформизма.

Хайдеггер заметил, что наш нормальный, повседневный способ существования — это форма недостоверности, которую он назвал «падением». Один из основных способов нашего «падения» — это существование как das Man, что в переводе с немецкого означает «единственный» или «они», например, «один просто так не поступает».

Das Man представляет анонимного или среднего члена социальной группы и, следовательно, те способы мышления, веры и поведения, которые считаются нормальными и ожидаемыми.

Когда мы существуем как das Man, мы позволяем нашему опыту и поведению формироваться и определяться тем, что «человек говорит», «он думает» или «он делает».

«Мы не говорим то, что видим, скорее наоборот, мы видим то, что кто-то говорит по этому поводу», — пишет Хайдеггер в «Истории концепции времени». Чтобы избавиться от нашей склонности думать, вести себя и жить «как все», Хайдеггер советовал нам изменить своё отношение к смерти.

Как правило, мы избегаем мыслей о собственной смерти, находя множество способов отвлечься. Мы говорим себе, что размышления о смерти — это нездоровая и бесполезная трата времени. Или же мы относимся к смерти безлично, признавая, что другие умирают, и что однажды умрём и мы, но успокаиваем себя мыслью: «Пока ещё нет».

Мы не способны полностью осознать важность смерти в нашей жизни и её вездесущую возможность
Мы не способны полностью осознать важность смерти в нашей жизни и её вездесущую возможность

Мартин Хайдеггер в своей работе «Бытие и время» подчёркивает, что мы не способны полностью осознать важность смерти в нашей жизни и её вездесущую возможность.

Чтобы исправить это, он предлагает развивать то, что он называет «решимостью» по отношению к смерти. Он советует «забегать вперёд» и относиться к смерти с «предвкушением», то есть жить с осознанием важности смерти и того факта, что наш конец может наступить в любой момент. Принятие такой позиции Хайдеггер называет «бытием-навстречу-смерти».

✅ Такой способ существования труден. Чем больше мы осознаём вездесущность смерти, тем больше беспокойства мы привносим в свою жизнь. Хайдеггер объясняет, что «бытие-навстречу-смерти» по сути является тревогой. Однако для Хайдеггера эта тревога также является ключом к свободе и аутентичности.

Существуя как das Man, мы принимаем ценности нашего общества как должное и погружаемся в социальные роли и общественные игры. Мы склонны «делать то, что человек делает», не задавая вопросов.

С другой стороны, когда нас охватывает чувство тревоги, мир больше не кажется нормальным и знакомым, а становится странным, непонятным и бессмысленным.

Наши мысли о том, «что человек делает» и, следовательно, чего от нас ожидают, кажутся абсурдными и имеют тенденцию исчезать, оставляя нас свободными размышлять о том, что наиболее важно для нашего существования, выбирать наш собственный оригинальный путь и, короче говоря, жить подлинно.

Быть никем, кроме самого себя, в мире, который день и ночь делает всё возможное, чтобы сделать тебя кем-то другим, — значит вести самую тяжёлую битву, в которой может участвовать любое человеческое существо; и никогда не прекращать борьбу
Быть никем, кроме самого себя, в мире, который день и ночь делает всё возможное, чтобы сделать тебя кем-то другим, — значит вести самую тяжёлую битву, в которой может участвовать любое человеческое существо; и никогда не прекращать борьбу

Хайдеггер в книге «Бытие и время» пишет, что тревога, вызванная бытием-по-отношению-к-смерти, «индивидуализирует меня до самого себя».

И всё же Хайдеггер не считал, что мы сможем вырваться из тисков das Man раз и навсегда. Аутентичное существование — это не то, чего можно достичь и забыть о нём, скорее, наша глубоко укоренившаяся тенденция приспосабливаться требует, чтобы мы каждый день заново сталкивались с этим вызовом.

И хотя большинство будет уклоняться от этой задачи, те немногие, кто с радостью примет её, будут щедро вознаграждены. Как писал поэт Э. Э. Каммингс: «Быть никем, кроме самого себя, в мире, который день и ночь делает всё возможное, чтобы сделать тебя кем-то другим, — значит вести самую тяжёлую битву, в которой может участвовать любое человеческое существо; и никогда не прекращать борьбу».

Берегите себя

Всеволод Парфёнов

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц