Найти тему
Полина Дышлова

Методические рекомендации по формированию читательской компетенции в процессе освоения школьного курса литературы на примере 5 класса

Методические рекомендации по формированию читательской компетенции в процессе освоения школьного курса литературы на примере 5 класса

В современной педагогической практике для формирования читательской компетенции школьников на уроках литературы существует 3 этапа работы с текстом, которые принято реализовывать в следующей последовательности:

1) работа с текстом до чтения;

2) работа с текстом во время чтения;

3) работа с текстом после чтения (по Русовой Н.Ю.).

На первом этапе работы с художественным произведением преподавателю целесообразно использовать приём «антиципации» (предвосхищение, предугадывание, прогнозирование предстоящего чтения). Обучающиеся вместе с учителем составляют свои прогнозы по сюжету произведения, опираясь на его название, ключевые слова. Здесь преподаватель также может использовать приём «мозговой штурм».

На втором этапе при знакомстве с текстом художественного произведения работа преподавателя строится на следующему алгоритму: первичное чтение текста, перечитывание текста, анализ текста, беседа по содержанию текста, выразительное чтение. Приёмы, которые могут быть использованы становятся более интересными и разнообразными. К ним можно отнести следующие приёмы: чтение с пометками (инсерт – приём из технологии развивающего обучения), чтение с остановками, чтение-суммирование в парах, чтение про себя с вопросами, комментированное чтение, диалог с автором, выделение ключевых слов и составление глоссария по произведению. Например, во время чтения обучающиеся выделяют слова, значение которых они не знают, а затем составляют подробный глоссарий.

В качестве наглядного примера можем обратиться к некоторым словам из глоссария по рассказу А.П. Платонова «Никита»:

- закут представляет собой хлев для мелкого скота или чулан, кладовая в избе;

- плетень – это изгородь из сплетенных прутьев и ветвей;

- трудодень – это единица учета затрат труда и распределение доходов по труду в колхозах (до 1966 года);

- сени – в старину помещение между жилым домом и крыльцом.

В рамках третьего этапа на уроке литературы при работе с художественным произведением читателю необходимо реализовывать следующие виды деятельности: концептуальная (смысловая) беседа по тексту произведения (вопросы по сюжету, деталям), знакомство с биографией писателя и его творчеством в целом, соотнесение видения художника с читательским представлением (работа с иллюстрациями), творческие задания. Здесь можно использовать такие приёмы, как проверочный лист, кластер, написание и заполнение различных таблиц, составление цитатных планов (по сюжету произведения в целом или составление цитатной характеристики какого-либо героя произведения), синквейн.

Примером можно проиллюстрировать приём синквейн по рассказу И.С. Тургенева «Муму», где обучающимся 5 класса необходимо проанализировать образ Герасима и составить синквейн по его имени. Итоговый вариант синкейна по заданию учителя будет выглядеть следующим образом:

«Герасим.

Добрый, трудолюбивый.

Заботится, любит, работает.

Не должен страдать из-за жестокости людей.

Человек».

Герасим и дворовые. Иллюстрация Н.А. Ращектаева к рассказу И. С. Тургенева «Муму».
1978. Бумага, гуашь. 20х14,5
Герасим и дворовые. Иллюстрация Н.А. Ращектаева к рассказу И. С. Тургенева «Муму». 1978. Бумага, гуашь. 20х14,5

Как мы уже говорили выше, на уроках литературы в рамках формирования читательской компетенции преподавателю целесообразно составлять цитатные планы по сюжету произведения или составлять цитатные характеристики героев произведения. Программой для 5 класса предусмотрено изучение рассказ «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого. Обучающимся можно предложить составить цитатную характеристику Дины с опорой на вопросы. Рассмотрим примерный вариант такой цитатной характеристики персонажа:

«Девочка Дина – это дочь «черного» татарина. О внешности Дины известно следующее: «...Прибежала девочка – тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на черного похожа. Видно, что дочь. Тоже – глаза черные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса…», «глазенки так и блестят, как звездочки...». Она помогает Жилину несмотря на то, что отец может ее наказать за это: «...Стал уже Жилин дремать, думает: «Побоится девка»…». Расставаясь с Жилиным, Дина плачет: «как заплачет Дина, закрылась руками...».

Жилин и Дина пытаются снять колодку. Иллюстрация М.С. Родионова к рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». 1953—1955
Жилин и Дина пытаются снять колодку. Иллюстрация М.С. Родионова к рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». 1953—1955

Существует ещё один интересный приём – фишбоун, суть которого заключается в следующем: в процессе чтения учащиеся работают со схемой «фишбоун», что в переводе означает «рыбий скелет».

-3

В «голове» этого скелета они обозначают ту проблему, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, подтверждающие наличие сформулированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть, факты.

Необходимо отметить и тот факт, что опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации. Технология располагает в своём арсенале большим многообразием приёмов, которые можно варьировать, по-разному сочетать. И является открытой системой, иначе говоря, допускает использование приёмов, стратегий, методов из других технологий в рамках одного урока литературы в 5 классе.

ВЫВОД

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в современной педагогической практике для формирования читательской компетенции школьников на уроках литературы существует 3 этапа работы с текстом, которые принято реализовывать в следующей последовательности: работа с текстом до чтения; работа с текстом во время чтения; работа с текстом после чтения.