Многие античные авторы писали о таинственной Гиперборее – стране с развитой культурой, расположенной далеко на севере. Она до сих пор не найдена исследователями, в отличие от легендарной Трои. Некоторые ученые считают гиперборейцев не мифическими героями, а вполне реальными людьми – предками ариев, мигрировавших на юг в результате изменения климата еще на заре нашей цивилизации. А истоки их древней культуры энтузиасты ищут на Кольском полуострове, у священного для саамов Сейдозера.
Прародина цивилизации
Древние греки считали, что из Гипербореи в Дельфы прибыл сам бог Аполлон. В представлении античных ученых и писателей, далеко на севере расположен благословенный край, где живут мудрые, добродетельные и сильные люди. Причем, они наделены такими идеальными качествами и способностями, что намного превосходят жителей других стран. Об этом кандидат философских наук Олег Матвейчев написал в своей статье «Гиперборея и гиперборейцы в трудах античных ученых», которая опубликована в журнале «Социально-гуманитарные знания» (№ 3 за 2017 г.).
Согласно древнегреческим преданиям, гиперборейцы иногда открывали избранным людям тайны мироздания и оказывали им помощь в экстремальных ситуациях. Поэтому О.А. Матвейчев и некоторые другие исследователи предполагают, что гиперборейцами античные авторы называли представителей некой высокоразвитой цивилизации, повлиявшей на развитие эллинской культуры.
В научном сообществе не утихают споры о том, где могла находиться эта таинственная страна и что за народ ее населял. Среди отечественных исследователей есть ученые, которые проводят прямую аналогию между Гипербореей и Арктидой (родиной древних ариев). Истоки этой цивилизации они ищут на севере России, ориентируясь на мифы и предания разных народов.
Известный публицист Александр Асов в своей книге «Атлантида и Древняя Русь» (Москва, 2001 г.) отметил, что некоторые саамские легенды о священном Сейдозере удивительным образом перекликаются со славянскими мифами. Речь в них идет о неких людях или предках, которые были вынуждены покинуть свою родину из-за козней злого Куйвы, в образе которого исследователь увидел явные черты Кощея Чернобога.
Поэтому автор не сомневается, что легендарная прародина славян и, вообще, колыбель нашей цивилизации находится в районе Сейдозера.
Экспедиция А.В. Барченко
Слово «сейд» в переводе с саамского языка означает «священный». Так коренные жители Кольского полуострова называют камни или скалы, имеющие для них культовое значение. Сейдозеро (Сейдъявврь), расположенное в Ловозерских тундрах, имеет особый сакральный статус, поскольку рядом с ним сосредоточены древние объекты поклонения саамов.
Это уникальное и загадочное озеро заинтересовало энтузиастов, увлеченных поисками легендарной Гипербореи. В 1922 г. в отдаленный район Кольского полуострова отправилась экспедиция, которую возглавил известный оккультист Алексадр Барченко, тесно сотрудничавший с особым спецотделом ОГПУ, занимавшимся паранормальными явлениями. То есть, это был практически советский «агент Малдер».
Формальным поводом для экспедиции послужило направление Петроградского Института изучения мозга и психической деятельности (Институт мозга). А.В. Барченко и его спутники должны были исследовать мерячение – странную психическую болезнь, встречающуюся на Крайнем Севере. Это необычное состояние часто связывали с шаманскими практиками, которые также интересовали многих ученых, тем более что в России всегда ходили легенды о могуществе саамских заклинателей духов.
Писатель Антон Первушин в книге «Оккультный Сталин» (Москва, 2006 г.) рассказал читателям, что в районе Сейдозера участники экспедиции обнаружили ряд объектов, которые привлекли их внимание. Так, еще на подходе к священному водоему исследователи заметили массивный прямоугольник, словно высеченный из гранита. Правильная геометрическая форма этого камня заставила А.В. Барченко задуматься о его рукотворном происхождении. К тому же, компас подтвердил, что гранитный прямоугольник точно ориентирован по сторонам света. Еще один подобный камень путешественники обнаружили, когда подошли ближе к Сейдозеру.
Один из участников экспедиции, астроном Александр Кондиайн, сделал в своем дневнике такую запись: «По другую сторону виден противоположный крутой скалистый берег Сейдозера, но на этих скалах довольно ясно видна огромная, с Исаакиевский собор, фигура. Контуры ее темные, как бы выбиты в камне».
Согласно древней легенде саамов, эта напоминающая человека наскальная фигура – тень, оставшаяся от коварного предводителя захватчиков, которого звали Куйва. В далеком прошлом его воины собирались полностью истребить местных жителей, но саамский шаман одолел иноземное войско с помощью могущественных духов. А сам Куйва навеки остался здесь, превратившись в изображение на скале.
Экспедиция А.В. Барченко обнаружила остатки древних каменных сооружений, полуобвалившиеся траншеи и пещеры, заваленные камнями подземные ходы, пирамидальные камни и мощеную двухкилометровую дорогу, ведущую от Ловозера к Сейдозеру. В одном из горных ущелий путешественники увидели желтовато-белую колонну, напоминающую гигантскую свечу, а рядом с ней – камень правильной кубической формы.
О результатах исследований А.В. Барченко рассказала «Красная газета» в номере от 19 февраля 1923 г. В статье говорилось, что исследователи нашли в районе Сейдозера остатки культуры, существовавшей в то время, когда цивилизация Древнего Египта еще даже не зародилась. И хотя сейчас от былого величия этой предполагаемой Гипербореи остались лишь камни, местные саамы все еще поклоняются им, считая священными.
Что нашел В.Н. Демин
Поиски древней прародины не давали покоя многим ученым. В 1997 году доктор философских наук Валерий Демин организовал еще одну экспедицию в район легендарного Сейдозера, которую так и назвал «Гиперборея-97». Как и А.В. Барченко, исследователь придерживался мнения, что примерно в пятом тысячелетии до нашей эры древние арии вынуждены были покинуть свою страну в результате изменения климата. Когда в прежде благословенном краю резко похолодало, представители высокоразвитой культуры мигрировали на юг, заложив основы многих цивилизаций.
По результатам своей экспедиции В.Н. Демин написал статью «Гиперборея – праматерь мировой культуры», в которой выразил уверенность, что именно на Кольском полуострове находится колыбель нашей цивилизации. Об этом свидетельствует хотя бы само его название, ведь Коло – это одно из имен Солнца у древних славян. Отсюда в русском языке появились такие слова как «коляда» или «коловорот» (солнцеворот). А гиперборейцы, по мнению организатора экспедиции, несомненно, поклонялись дневному светилу.
«Именно поэтому экспедиция отправилась в самый центр Кольского полуострова, в район горного массива Ловозерские тундры и священного саамского Сейдозера. Здесь, в труднодоступной горной местности, на высоте примерно полкилометра от уровня озера, и был обнаружен мощный мегалитический комплекс: циклопические сооружения, культовые и оборонительные кладки, геометрически правильные плиты с таинственными знаками и следами техногенной обработки», – отметил В.Н. Демин.
А еще, участники экспедиции 1997 года нашли древнейшую обсерваторию. Они увидели среди скал устремленный прямо в небо 15-метровый желоб с двумя визирами, который своими очертаниями напомнил исследователям секстант обсерватории, построенной ханом Улугбеком под Самаркандом в XV веке.
На горе Нинчурт, название которой переводится с саамского как «женские груди», помимо гигантских руин техногенного происхождения, остатков древних ступеней и стен, участники экспедиции нашли камень, на котором было высечено изображение трезубца и цветка, похожего на лотос.
Реальное Сейдозеро
На Кольском полуострове есть несколько водоемов, оспаривающих друг у друга название Сейдозеро и претендующих на статус священного места. То из них, которое исследовали А.В. Барченко и В.Н. Демин, имеет в длину около 8 км, а его ширина варьируется в разных местах от 1,5 до 2,5 км. Водоем находится на высоте 189 м над уровнем моря. В него втекает река Эльморайок, а вытекает река Сейдъяврйок, которая несет свои воды в соседнее Ловозеро.
С точки зрения географии и гидрологии, Сейдозеро ничем не примечательно. Если бы его особо не почитали саамы, то исследователи могли бы просто не обратить внимания на необычные камни и наскальные изображения. К тому же, некоторые скептически настроенные ученые считают, что никаких реальных доказательств существования древнейшей цивилизации на Кольском полуострове найдено не было.
Например, кандидат философских наук О.А. Матвейчев в своей вышеназванной статье подверг резкой критике результаты исследований В.Н. Демина и других энтузиастов. Автор отметил, что саму тему поисков легендарной Гипербореи дискредитируют псевдонаучные публикации в желтой прессе и телепередачи, посвященные паранормальным явлениям. И нельзя серьезно воспринимать утверждения типа: «Гиперборея, она же Россия – прародина всех людей на Земле».
Кстати, обоснованные сомнения в великом открытии А.В. Барченко заставили группу партийных и научных деятелей отправиться к Сейдозеру еще летом 1923 г. Возглавил эту малоизвестную экспедицию Арнольд Колбановский – секретарь наркома просвещения А.В. Луначарского.
В книге «Оккультный Сталин» А.Н. Первушин написал, что после внимательного рассмотрения Куйвы скептически настроенные исследователи решили, что это изображение представляет собой «не что иное, как выветренные темные прослойки в отвесной скале, издали напоминающие своей формой подобие человеческой фигуры».
Точно так же, результатом воздействия природных сил, которые при наличии фантазии можно принять за рукотворные объекты, А.Э. Колбановский и его спутники назвали остальные находки А.В. Барченко. Например, каменное пирамидальное сооружение, принятое энтузиастами за историческую предшественницу величественных древнеегипетских гробниц, при ближайшем рассмотрении оказалось лишь обыкновенным вздутием горной породы, образовавшемся на одной из вершин.
Так что поиски легендарной Гипербореи продолжаются.