В школьной практике любая компетенция обучающихся понимается как совокупность взаимосвязанных качеств личности (определённой базы знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Предлагаю разобраться в том, что из себя представляет читательская компетенция.
В настоящее время принято понимать читательскую компетенцию в качестве одной из базовых составляющих воспитания и развития общей культуры личности, поскольку именно чтение обеспечивает систему знаний, умений и навыков обучающихся, позволяющих им в дальнейшем ориентироваться в социокультурном современном мире, во всех сферах человеческой деятельности.
Тем не менее, отметим, что в научно-педагогической литературе не существует конкретного и чёткого определения термина «читательская компетенция». Таким образом, в трудах Е. Л. Гончаровой читательская компетенция называется «психологической системой, включающей главный компонент – способность превращать содержание текста в содержание личного опыта читателя». Однако, в работах Т.Г. Галактионовой читательская компетенция понимается как непосредственная способность к осуществлению эффективного читательского поведения при решении разного рода задач. Более чёткое и стройное определение можно найти в методических трудах Н. М. Ложкиной, которая рассматривает читательскую компетенцию в качестве определенной меры включения обучающихся в читательскую деятельность на основе его лингвистической, речевой и профессиональной готовности к осуществлению этой деятельности, а также принципов субъективности, самостоятельности, интегративности, когнитивного и деятельностного подходов. Следующий вариант определения понятия «читательская компетенция» мы встречаем в работах Э.А. Орловой, которая считает читательскую компетенцию обучающихся одной из составляющих общекультурной компетенции, иначе говоря, умение свободно ориентироваться в современном социокультурном пространстве. Читательская компетентность с этой точки зрения предполагает совокупность знаний и навыков, обеспечивающих индивиду возможность без затруднений пользоваться преимуществами письменной культуры, следовательно, эффективным образом выбирать, организовывать, анализировать, использовать имеющиеся в ее рамках источники, относящиеся к сложившимся стилям, жанрам, формам, релевантные решению различных классов задач, с использованием как традиционных, так и новых технологий работы с текстом.
Опираясь на труды методистов, мы можем определить читательскую компетенцию в современной педагогической практике как совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающих процесс чтения как вида речевой деятельности: восприятие, понимание, прогнозирование, интерпретацию, извлечение смысла информации, оценку прочитанного текста, диалог с автором, готовность использовать извлеченную информацию в собственном личном опыте, в различных социокультурных ситуациях, свободно ориентироваться в современном мире.
Необходимо отметить и тот факт, что читательская компетенция предполагает не только «смысловое восприятие графически зафиксированного текста», но и ценностную ориентацию в социокультурном пространстве, гармоничную взаимосвязь с культурой, то есть является составляющей общекультурной компетенцией.
Читательская компетенция формируется с целью привить обучающимся следующие умения и навыки:
- Осуществлять поиск необходимой информации и понимать её содержание;
- Уметь преобразовывать и интерпретировать информацию;
- Оценивать полученную информацию;
- Уметь применять полученную информацию в рамках поставленных целей и задач.