Найти в Дзене
Материк книг

"Сладкая женщина". Книга Велембовской и фильм по ней. Хваткая Анна и трое ее мужчин-не рыцарей.

Оглавление

В этой книге нет ни одного положительного героя. Хотели показать, какая женщина нехорошая, но мужчины вышли не лучше. Сначала прочитала книгу и она, как всегда, оказалась и разностороннее, и глубже. В фильме же характеры упростили, кое-что убрали и получилось явно-морально и не так интересно, как в книге.

Сюжет (по книге)

Анна Доброхотова родилась в 1930 году. Детство провела в деревне, там же окончила 7 классов еле-еле. Не давалось ей учение. В 17 лет мать рассудила, что уезжать ей надо. В деревне работа тяжелая. Переехала к родне в Подмосковье. Устроилась на трикотажную фабрику. Красивая и бойкая Аня пользовалась успехом у мужчин. Но грубые парни померкли перед студентом Мариком, который готовился к экзаменам на даче.

Мальчик из профессорской семьи быстро сделал ей ребенка. После этого Анна опомнилась и вдруг всем заявила, что Марика не любит, замуж не пойдет, будет жить в общежитии для матерей-одиночек, там и ясли есть фабричные. Родители студента вызвались помочь материально.

кадр из фильма
кадр из фильма

Родив в 19 лет и проведя месяц в комнате с 5-ю такими же молодыми матерями, слушая бесконечный плач младенцев, и не зная, что делать с сыном, Аня быстро довела его до больницы неправильным кормлением, откуда он переехал к родителям студента.

Аня перешла работать на кондитерскую фабрику. Сын Юра кочевал по бабушкам. Молодая женщина занималась общественной деятельностью, навещала заболевших и познакомилась с мужчиной Николаем. На 10 лет старше, ветеран ВОВ, с искусственным глазом и небольшого роста, он был явно не мужчиной мечты.

Но что-то ей приглянулось, и они поженились. Его комнату в коммуналке Аня "облагородила" по своему вкусу, а со временем добилась отдельной квартиры. Юру взяли к себе, Николай усыновил ребенка, родной отец им не интересовался.

кадр из фильма
кадр из фильма

Анна ходила по театрам и кино, любила поесть и хорошо одеться. Учиться она больше не хотела, и очень ей по душе были отношения "ты мне, я тебе". Женщина из тех, что своего не упустит и не отдаст. Деревенская хватка давала о себе знать. Мужа это печалило все больше. В итоге он нашел другую, оставил ей все, включая его одежду и прислал записку "ухожу".

В это же время умерла мама Ани. Сломленная этими двумя потерями, одинокая, Аня ехала на поминки в деревню и плакала. Ей было 42 года. Красивую женщину заметил грибник. Видный, но бедно одетый мужчина, примерно ее возраста. Неожиданно для себя Анна рассказала ему о себе больше, чем хотела. Тихон приехал к ней в деревню. Завязался роман, который закончился большим потрясением для Анны.

-4

Книга и фильм

В фильме некоторые подробности убрали, сделали Анну однозначно грубой мещанкой. В книге все было не совсем так ярко. У этой женщины были и хорошие черты. Так, в книге она однозначно заявляет, что не пойдет замуж за Марика, хотя ей предлагали и прописку, и проживание в большой квартире.

И не пойдет именно потому, что не любит, ей чужда вся эта обстановка и их образ жизни. В фильме она отказывается из-за какой-то корысти, что "государство ей больше даст". Что дало ей государство подробно описано в книге. Как говорится, "вам не понравится".

-5

Опять же - следующий ее мужчина Николай. Почему из всех выбрала его? Загадка. Общественными делами в начале занялась без корысти, потом уже поняла, что можно из этого извлечь.

В книге описаны две ее измены Николаю, жалкие и унизительные. Случилось это, когда почувствовала от него холодность. Это утверждает меня в мысли, что Аня - женщина, которая пытается правдами и неправдами получить любовь. Причем от мужчин и от общества, от окружающих, чтобы ценили ее заслуги, благодарили.

Именно поэтому она не любит сына. Ей нечего ему дать, и она не знает, что и от него любовь можно получить, что любовь - это взаимообмен. Она как черная дыра, не может насытиться любовью извне, сама же дает, скорее, заботу, чем любовь.

В книге есть еще один маленький штрих. Одно предложение. Она предлагает Николаю после того, как он от нее ушел, разделить квартиру, чтобы и у него угол был. Что говорит о том, что не так уж безнадежно она меркантильна.

Три не рыцаря

С Анной все понятно. Груба, не образована, нетактична, холодна с сыном. При этом хорошая хозяйка и работница, сильная физически, веселая, не легкомысленная. Не считает, что только ей все должны, за услуги так или иначе "платит". Вполне вписывается в свое окружение. Не идеал, но и не мoнстр.

Ее мужчины гораздо хуже нее!

Марик (в фильме Ларик)

Студент. Избалованный изнеженный единственный сын возрастных родителей-академиков. Видимо, увлекся Аней как чем-то очень для своей среды экзотическим. Сразу получил ребенка. Лепетал что-то, что женится. Затем ребенком не поинтересовался ни разу, вплоть до того, что его сына усыновил другой мужчина.

-6

Николай

Суровый ветеран со вставным глазом и большим жизненным опытом. На момент женитьбы ему около 40-ка. Разве он не видел, что представляет собой эта женщина? О нет, у него синдром Пигмалиона. Он решил, что "сделает из нее человека". Сначала он этот "полуфабрикат" с кондитерской фабрики хотел заставить пойти учиться. Не вышло. Потом оставил попытки.

В книге он не препятствует жене в ее планах по благоустройству, но и не поощряет их. В фильме активно сопротивляется обмену квартиры, покупке техники и гарнитура. Ну, в коммуналке с голыми стенами всяко приятнее ведь. Зато можно подумать о высоких материях. А диваны с коврами как-то сбивают с мысли.

-7

Он усыновляет мальчика и способствует его поступлению в Суворовское училище. Николай понимает, что мать из Ани никакая и детей не любит. Видимо, поэтому даже не заводит речь, чтобы родить еще ребенка.

Вроде ничего мужчина, если бы не конец. Разочаровавшись в жене окончательно, он находит другую и уходит, оставив лишь записку. Т.е. больше 10 лет брака, и Анна не достойна даже разговора.

Я от друга никогда не ушел бы. А что ж мне из милости-то возле тебя сидеть?.. Разве много мне от тебя нужно было? Хотел, чтобы человеком была…

Так он подумал, но вслух ей не сказал. А сказал что похуже даже, что та, другая, - лучше.

Тихон

Эту линию потом практически скопировали в фильме "Москва слезам не верит". Тихон и Анна встретились в электричке. Заплаканная (а значит, в данный момент слабая), еще красивая, но не слишком молодая женщина, его ровесница, кажется Тихону подходящей для роли утешительницы. Ведь он находится в состоянии тяжелого для него развода. А эта - не оттолкнет и не заставит потом жениться. Примерно так, видимо, рассуждает Тихон, когда вдруг появляется у нее в огороде.

На самом деле, он понимает, что ей не пара. Одежда, уверенность в себе, яркий образ Анны и он - нищий пьющий крановщик, которого разжаловали в стопперы и от которого ушла жена-"инженерша". И снова Тихон выбирает ту, которая ему не пара, и на ней же срывает злость за это.

-8

Еще в деревне высказывает, чтобы в рыжий волосы не красила и вообще, косу заплела. Одеваться попроще, дом не продавать. Короче, хочет опустить до своего уровня, хотя заинтересовался именно эффектным видом.

Потом приглашает в полуразрушенную коммуналку на окраине без удобств и мебели. Отчаявшуюся Анну не смущает и такое. У ней в гостях явно тушуется и грустнеет, буквально обвиняет, что посмела жить лучше, чем он.

Ну и, финальная сцена, снова в развалинах, где ее просто нечеловечески оскорбил, просто возмутительна. Это не мужчина.

Ты свою пользу понимаешь. Знаешь ты, кошка-лизунья, что я и любить-то тебя могу, только если выпью!
— Ты прости, Анна Александровна, — уже чуть-чуть виновато сказал Тихон. — Может быть, я перед тобой виноват. Но с тобой я не поднимусь. Это уж точно.

Неудивительно, что в книге после таких откровений, Анне стало плохо и ее нашли без сознания на лестнице в этом полузаброшенном доме. В фильме она просто бредет по стройке.

В общем, нюансов много. Книга небольшая, и вопросы поднимает интересные. Если не читали, рекомендую.

Читали? Смотрели?