В такие дебри забирается не каждый, но сегодня предложу познакомиться с одним поразительным артистом через одну его работу, которую я тоже считаю поразительной. Надеюсь, после этого вам захочется узнать и послушать больше!
- Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.
Сначала этот альбом привлёк моё внимание обложкой. На конверте пластинки была изображена загадочная волна в круге. Об исполнителе я на тот момент ничего не знал. Но его имя удивило лёгкой нелогичностью. John Martyn. Почему-то через Y. Под такой обложкой просто обязано было найтись что-нибудь волшебное. И оно нашлось.
В альбоме с волной мне понравилось всё: от грубоватого вокала Джона Мартина до его мелодичной, потусторонней, слегка рассеянной игры на гитаре.
Уже потом я послушал другие его пластинки, и все они оказались как на подбор. Но в тот момент меня покорила композиция «Small Hours» — почти девять минут туманной атмосферы, сотканной из парящих гитарных нот.
Она не похожа ни на что. Стилистически её можно отнести хоть к фолку, хоть к эмбиенту. Это размышление, сосредоточенное на фразе «Продолжай любить, пока твоя любовь не исчезнет, продолжай любить, пока твоя любовь сильна, до конца».
Уникальное звучание — результат обстоятельств записи. «Small Hours» была записана основателем Island Records Крисом Блэквеллом в ранние часы на ферме в Тейле, что в Беркшире. В песне использованы лишь клавишные Стива Уинвуда, гитара Мартина с обработкой Echoplex и лёгкая фоновая перкуссия.
Территория фермы была окружена водой, и если вы внимательно вслушаетесь, то различите шум пролетающей над головой стаи гусей, а также низкий гул поезда вдалеке. Это гимн ночи. Задумчивый, экспериментальный и умиротворяющий.
Это уже потом я узнал, что Джон Мартин начал карьеру как фолк-трубадур с необычайно проникновенным и сладкозвучным голосом и развитым чувством мелодии. Он также был виртуозным гитаристом, который даже отдалённо не был связан никакими традициями и часто использовал нетрадиционный строй.
Джон Мартин прославился мастерством в обращении с музыкальным приспособлением Echoplex — устройством задержки ленты для гитары, которое позволяло создавать деликатный эффект эха.
Он создавал красивую, интеллектуальную, новаторскую музыку, но в реальной жизни отнюдь не мог называться рыцарем в сияющих доспехах. Джон Мартин был и склонным к насилию партнёром, и нерадивым отцом, поведение которого усугублялось алкогольной зависимостью.
Все эти подробности открылись после смерти музыканта в возрасте 60 лет от пневмонии и острой почечной недостаточности. Всего за несколько месяцев до ухода он — уже в инвалидном кресле, потеряв ногу из-за сепсиса, — успел принять орден Британской империи за вклад в музыку.
И хотя реальный Джон Мартин, скорее, разочаровывает, я уже не могу перестать слушать его музыку. Да, она была создана несовершенным и сломленным человеком. Но «Small Hours» остаётся абсолютным сокровищем.
Она перестала быть «песней Джона Мартина» и лично для меня превратилась в сущность, отделённую от любого конкретного человека.
Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!