Scania — один из крупнейших европейских производителей грузовых автомобилей, автобусов и седельных тягачей. Главный офис компании находится в Швеции, но филиалы расположены во многих странах мира, включая Россию. С 2002 по 2010 год российский филиал Scania выпускал автобусы. Однако спрос на них оказался недостаточным, и в 2010 году завод был переориентирован на производство грузовиков. Крутящий момент от коробки передач к ведущим мостам чаще всего передаётся через карданный вал. Разнообразие моделей транспортных средств Scania включает грузовые автомобили, се-дельные тягачи и автобусы, что обуславливает различия в конструкции трансмиссий. Кардан может быть цельным или составным, иметь промежуточную опору или обходиться без неё, различаться по длине, массе и диаметру труб.
Карданный вал состоит из следующих элементов:
- Карданный вал — трубчатая деталь, изготовленная с высокими требованиями к сопротивлению скручивающим нагрузкам. Он передаёт вращательное движение от коробки передач к ведущему мосту. На концах вала расположены вилки для крепления крестовины.
- Крестовина — цельнометаллическое основание с четырьмя наконечниками ци-линдрической формы, обработанными с высокой точностью и поверхностной закалкой. Наконечники расположены в одной плоскости и смещены относительно друг друга на 90 градусов. В центре каждого наконечника находятся осевые про-точки, сходящиеся в центре основания. К ним подведён канал с резьбой, в который вкручивается штуцер для закачивания смазки в подшипники при техническом обслуживании. Подшипники крестовины состоят из цилиндрического корпуса с игольчатыми телами качения внутри. Между нижней кромкой крышки подшипника и корпусом крестовины установлена манжета для предотвращения попадания воды внутрь подшипника и удержания смазочного материала.
- Подвесной подшипник — промежуточная опора при большом расстоянии между коробкой передач и мостом или если кардан состоит из нескольких сегментов. Подшипник состоит из корпуса с отверстиями для крепления к раме автомобиля и радиального подшипника качения закрытого типа, во внутреннюю обойму которого вставляется кардан. Пространство между корпусом и подшипником заполнено резиной для гашения колебаний.
- Шлицевой вал — компенсирует изменение длины карданного вала из-за работы задней подвески.
- Эластичная муфта — устанавливается между первым крестовинным узлом и ко-робкой передач для гашения избыточного импульса при трогании с места и переключении передач, а также для защиты трансмиссии от разрушения в аварийных ситуациях.
На карданных валах часто можно увидеть металлические пластины или бобышки, которые крепятся сваркой или клеем. Они служат для балансировки кардана.
Ремонт карданного вала: замена подвесного подшипника
Карданная передача может подвергаться различным негативным воздействиям, таким как нарушение балансировки, агрессивное влияние окружающей среды, высокие нагрузки и естественный износ. Всё это может привести к поломкам и необходимости ремонта.
Основные причины неисправностей карданного вала:
- вибрации из-за нарушения балансировки,
- агрессивное воздействие окружающей среды (влага, соли, перепады температур),
- работа в условиях высоких статических и динамических нагрузок,
- естественное разрушение.
Неисправности карданного вала могут включать:
- разрушение подшипников крестовины,
- появление вибрации из-за деформации или отделения балансировочных грузов,
- выработку подвесного подшипника,
- разрушение резинового заполнителя подвесного подшипника или муфты,
- люфты во фланцевых соединениях.
В данном случае рассмотрим замену двух узлов, наиболее подверженных поломкам: подвесного подшипника и крестовины.
Замена подвесного подшипника
Чтобы заменить подвесной подшипник, сначала необходимо снять карданный вал. Это делается в несколько этапов:
- Отсоединить подвесной подшипник от рамы автомобиля.
- Сделать пометки на фланцах, чтобы при сборке сохранить исходное расположение деталей.
- Открутить болты, которые крепят карданный вал к фланцу ведущего моста и муфте коробки передач.
- Демонтировать карданный вал.
Подвесной подшипник обычно находится в зоне шлицевого соединения. Чтобы его снять, нужно разъединить части карданного вала по шлицам. Иногда внутреннюю обойму подшипника приходится снимать с помощью гидравлического пресса, потому что она может прикипеть к посадочному месту.
При установке нового подшипника важно правильно его отцентровать. Ось вращения кар-дана должна точно совпадать с осью подшипника. Во время замены подвесного подшипника также проверяют состояние шлицевого соединения. Если выработка допустимая, шлицы смазывают.
Замена крестовины карданного вала Scania
Замена крестовины производится после снятия карданного вала. Вот как это происходит:
- Сначала удаляют фиксаторы подшипников.
- С помощью гидравлического пресса из отверстий в вилках выдавливают игольчатые подшипники.
- Повреждённую крестовину извлекают.
- Новую крестовину устанавливают в обратной последовательности в вилки коленчатого вала. Перед этим её проверяют на наличие смазки.
- Если производитель использовал недостаточно смазки, её добавляют.
- Карданный вал проверяют на балансировочном стенде.
- Устанавливают карданный вал на автомобиль.
После завершения работ клиент получает гарантию на услуги.
За помощью в ремонт карданного вала любой сложности обращайтесь в «КарданПрофи»: 8 800 775-40-95, kardanpdanprofi.ru