Найти в Дзене
Юниверсал Моторс

Первый мотоцикл ИЖ-1

Оглавление

Мотоциклы марки «ИЖ» - заветная мечта многих советских мотолюбителей. В своё время мотоциклы ижевского завода считались лучшими, а иметь одну из моделей в своём гараже хотел буквально каждый. Но многие ли помнят, с чего началась история великого завода? Каким был легендарный «ИЖ-1» и как он изменил историю мотостроения?

Немного уточнений

Некоторые могут оспорить тот факт, что именно «ИЖ-1» стал первой моделью марки. Ведь серийное производство завод начал уже во второй половине 40-х годов 20 века, после окончания Второй Мировой войны. Тогда на фабрики в качестве репараций со стороны Германии были привезены схемы, детали и запчасти мотоциклов немецкого бренда «DKW». На базе одного из таких и был построен «ИЖ-350», позже переименованный в «ИЖ-49». Но нам стоит вернуть на 20 лет назад, чтобы узнать о настоящих истоках становления завода.

-2

Революция и её последствия

Распад Российской империи, громкая революция, гражданская война и многие другие события омрачали период 1920-х годов. Во всём остальном мире на тот момент находилось большое количество современных мотоциклов, а в СССР тогда можно было насчитать лишь 6500 моделей, все из которых были иностранными. (Для сравнения: в Германии на тот момент находилось около полумиллиона мотоциклов, более половины из которых производились на родине). Собственное производство в тех реалиях не представлялось возможным.

-3

Начало эпохи

После сложного и экономически нестабильного времени экономика в СССР начала налаживаться. К концу 20-х годов в стране тоже задумались о начале производства двухколёсной техники. Инженеры поняли, что производить их выгоднее и легче автомобилей. Именно в этот момент на горизонте появился Пётр Владимирович Можаров – отец российского мотостроения.

Сам Можаров был очень образованным: выучился в реальном училище на родине, а после уехал в Германию и поступил на теплотехнический факультет. Именно тогда он и влюбился в мотоциклы. Он начал интересоваться двухколёсной техникой и гонками. После возращения в Россию в 1915 он зарекомендовал себя как хороший конструктор. Все в стране знали о талантливом человеке, который увлекался мотоциклами. Примерно в это время он приобрёл себе сломанный мотоцикл, полностью восстановил его и зарегистрировал в Удмуртии впервые в истории.

В 1924 году он переехал в Ижевск, а после судьба решила всё за него. В 1927 году и его вместе с другим инженером отправляют в Германию для изучения немецких мотоциклов, их компонентов и запчастей. В это же время завод закупает целую кучу европейский и американских мотоциклов для собственного изучения.

-4

Практически сразу команда из нескольких десятков конструкторов организует мотопробег, который должен был определить достоинства и недостатки каждой модели. После этого инженеры поняли, каким должен быть идеальный мотоцикл для советских дорожных условий.

Производство

К созданию первой модели приступили в 1928 году. Сам Можаров на мотопробеге говорил, что к следующему такому мероприятию завод представит три новых мотоцикла. 17 сентября 1929 году легендарный «ИЖ-1» был готов. Вместе с ним были созданы ещё 4 модели, создание каждой из которых было крайне трудоёмким. Оборудование на фабриках практически не было, поэтому строить мотоциклы приходилось чуть-ли не вручную.

-5

Тем не менее «ИЖ-1» вызывал приятные впечатления. Массивная и крупногабаритная «баржа» весила около 300 кг и вмещала лишь одно место. Оснащался такой мотоцикл V-образной 4-тактной «двойкой» воздушного охлаждения, которая располагалась в раме продольно. Кстати, идею продольного размещения двигателя Можаров подхватил у конструкторов «BMW» во время командировки в Германии. Её объём составлял 1200 кубов, а мощность – 24 лошадиные силы на 3000 об/мин. Разгонялся мотоцикл до 65 км/ч, что даже тогда считалось не лучшим результатом. Помимо этого, байк оснащался 3-ступенчатой коробкой.

Заднее колесо намертво крепилось к массивной и длинной раме, так что подвески сзади попросту не было. Спереди же устанавливалась очень тяжёлая, сложная в производстве и не самая лучшая вилка.

-6

Нелёгкая судьба

«ИЖ-1» не был идеален: его сложная подвеска значительно ухудшала управляемость, а выхлопная система требовала срочной доработки. Однако достоинств у модели было больше, и она заслуживала серийного производства. Несмотря на это, на заводе решили сперва выпустить более лёгкий «ИЖ-4», а позже инженеры получили важный заказ. Именно так первый ижевский мотоцикл был «отложен» в долгий ящик. В 1929 году он принял участие в мотопробеге и успешно преодолел более трёх тысяч километров, после чего так и остался перспективным проектом.

-7

Пётр Можаров после этого продолжил работать над созданием других мотоциклов, а экземпляр «ИЖ-1» сохранился до наших дней. Именно так сложилась судьба первого в России мотоцикла, который мог стать настоящей легендой ижевского завода.