Меня давно не было на этом канале. Не могла написать не слова... потому что попала наша семья в ситуацию, о которой порой пишут читатели канала... и долго не могла поверить, что сама вместе с сыном стала героем историй про адского учителя начальной школы...
В этой статье я коротенько расскажу нашу историю, а в следующих поделюсь выводами, которые сделала, наблюдая происходящее, так сказать, изнутри.
Итак...
Самое начало
Первый класс собрался у нас как на подбор.
Собственно, он и был "на подбор": подготовительную группу детского сада разделили на несколько классов, один из которых был "малыши" (шестилетки)... и наш вот - "умные" - ребята, которые к 1 классу уже в целом освоили программу 1 класса. Хорошая у нас в саду подготовка к школе, да и родители все с детьми много занимались.
1 сентября в класс пришли читающие - пишущие - решающие задачи по математике, супер-ответственные дети (уже умеющие вести дневники). И, что интересно, каждый с каким-то особым талантом. Были у нас дети невероятные художники, кто-то стихи и рассказы писал, кто-то по математике программу на 2 класса вперед знал, прирожденный артист был...
Встретила ребят в 1 классе прекрасная - просто фееричная - учительница. Честно, я до нее думала, что такие только на конкурсах "Учитель года" бывают - и то только пока телевидение камеру не выключит :-)
Дети расцветали и бежали в школу, как на праздник. Мы - родители - даже ревновали немного, когда они все осенние каникулы страдали, что им скорее в школу нужно.
Уроки им задавали "по желанию", но что интересно: все без исключения дети всё помнили, что задано, что нужно взять с собой, что подготовить - и все всё к уроку сами готовили.
Так прошло полгода... Прошли новогодние праздники, и на второй неделе нового полугодия нам объявили, что первая наша учительница была "временная", а теперь вышла на работу "постоянная".
У нас очень хорошая школа, где директор трепетно подбирает учителей, которые сделают для детей лучшее из возможного. Все очень нежные, бережные, строгие если нужно - но даже строгих учителей дети любят и уважают: В общем мы, родители, не напряглись вовсе: жаль, что первая учительница нас покидает, ну что поделаешь.
Однако уже через неделю с новым учителем появились
Первые звоночки...
Вскоре после появления нового учителя я заметила, что сын категорически не рассказывает о том, что было на уроках.
Знаете, как малыши в 1 классе хвастаются? Я ходил к доске и всё правильно ответил. Я поднимал руку 30 раз (и вот беда - спросили всего дважды). Я тут узнал, что (что-то про новые знания расскажет). Так было и у нас с прошлой учительницей.
А тут внезапно ни-че-го.
Про друзей рассказывает, про недругов, что давали на завтрак, что на листочке на перемене нарисовал... А про учебу - ни слова. На любые вопросы "Как прошел урок?" отвечает "Не помню".
Я очень смутилась и стала включать прослушку у сына на часах во время уроков. Слушаю. Учитель как учитель. Не орет - даже голос ни капли не повышает. А рассказывает как! Заслушаешься! Понятно, четко и даже с "лайфхаками" как запомнить и как понять. Красота же!
Тем временем, симптомы у сына нарастают. Сначала он резко перестает помнить, что задали и что нужно брать на следующий урок. Не записывает в дневник и не помнит.
Буквально через три недели после знакомства с новой учительницей он уже начинает приходить из школы полностью обнулившийся. То есть не только не приобретает новых знаний, но постепенно начинает терять те, которые у него были давно.
Я не успеваю начать паниковать, потому что в родительский чат приходит сообщение от другого родителя: "С моим ребенком происходит что-то странное" - и дальше описание всех тех же симптомов, которые наблюдаю я.
А следом множатся сообщения от второго, третьего... десятого... родителя - у всех одно и то же... Что происходит?
Обсуждаем с другими родителями ситуацию и приходим к выводу, что, видимо, дети тяжело переживают расставание с предыдущей учительницей, и им нужно время на адаптацию и привыкание к новому человеку.
В этот момент мы совершили первую страшную ошибку: ПОВЕРИЛИ, ЧТО ЧТО-ТО НЕ ТАК С НАШИМИ ДЕТЬМИ.
"Всё постепенно придет в норму", - успокаиваем мы друг друга и сами себя, " надо дать новому учителю время...."
Полтора года ада
"За 3-4 месяца всё придет в норму", - повторяем мы как мантру, хотя 3 месяца уже давно прошло.
Улучшений у детей нет. Провалы в памяти, "отказы" мозга... Дети начинают потихоньку отказываться ходить в школу.
Задаю сыну прямой вопрос: "Что не так с твоей учительницей?"
Отвечает: "Я ее панически боюсь. Она как каменная. И она нас постоянно ругает"
Говорю: "Сын, я слушала ваши уроки и даже перемены через твои часы. Ни разу не слышала повышенного тона. А вот прошлую учительницу ты вовсе не боялся, хотя я сама пару раз слышала, как она на вас прикрикнула"
"Знаешь, мам, она прикрикнет - и тут же обнимет. И видно, что она нас любит"
"ОК, ребенок, а если эта новая учительница тебя обнимет - ты перестанешь ее бояться?"
"Знаешь... если она меня ВДРУГ обнимет... я, наверное, подумаю, что она что-то плохое замышляет", - говорит сын.
Оказалось, что практически все дети в классе испытывают подобные чувства.
Обсуждаю ситуацию с учителем. Она была искренне расстроена: "Почему боятся? Я же на них не кричу! Я о них забочусь!"
Параллельно рассказывает мне, какие серьезные проблемы в учебе у сына. Расстраиваюсь до глубины души, начинаю присматриваться к его учебе внимательнее, утраиваю его учебу...
Большинство* других родителей тоже поговорили с учителем о своих детях. Каждый вышел с пониманием, что ребенок стремится в глубочайшую пропасть: глубокая умственная отсталость, задатки маньяка-вора-убийцы, абсолютная неадекватность...
*Нужно отметить, что под "большинством" родителей я понимаю весь класс, кроме 4 человек - девчонки, даже чем-то похожие внешне, попавшие в любимицы учителя. Девчонки и правда прекрасные, талантливые и трудолюбивые... Но, напомню, весь класс был собран из прекрасных и талантливых детей... А про одну из этих девчонок расскажу потом чуть подробнее...
В общем, ближе к марту появляются первые сообщения от нескольких родителей, что у детей появляются нервные тики: глаз дергается, руки дрожат. Всё это, конечно, списывается на усталость детей к концу года и отсутствие привычки ходить в школу - 1 класс ведь.
"Ничего, скоро отдохнут - и во второй класс с новыми силами", - решаем мы всеми родителями, и уходим на каникулы...
Но никаких новых сил не случилось...
2 класс, и тетради детей стали скорее красными, чем синими от красной ручки. Даже когда не было ни одной ошибки - находились недостаточно идеально ровные линии, буквы, полоски...
А еще у детей была разметка: над всеми орфограммами нужно было ставить звездочку, от твердых и мягких знаков - стрелочку к предыдущей согласной, жи/ши обводить в зеленый кружочек, какие-то еще согласные выделять голубой гелевой ручкой... и еще много всего, уже не упомнить - справочник "кодировки" был всегда под рукой, и выделять это нужно было всегда и везде, не только в русском, но и в математике и в окружающем мире.
А за каждое не-выделенное что-то ребенок терял полбалла. То есть можно было абсолютно идеально грамотно написать диктант из сложно-подчиненных предложений и косвенной речи (дада, именно такие диктанты дети писали в начале 2 класса) и получить за него тройку, шесть раз забыв выделить что-то. Или написать на четверку безошибочную контрольную по математике, не отметив звездочкой и кружочком "а" и "ча" в слове Задача...
Сын до середины 2 класса был уверен, что звездочка над безударной О - это то же самое, что "хвостик" у буквы Й или точечки над Ё - неотъемлемый элемент буквы :-)
Появились правила использования тетрадей. Тетради выдавала учитель лично каждому ученику (тетради закупал родительский комитет сразу на всех). В один момент весь класс должен был писать в тетради с обложкой конкретного цвета (т.е. сегодня весь класс утром сдает розовые тетради и пишет в желтой). Если ты заболел, и у тебя сбился порядок цветов обложки - ждешь нового цикла сдачи тетрадей, а до этого пишешь на листочке. А если твоя тетрадь с обложкой "правильного" цвета закончилась раньше, чем у других - пишешь на листочке и ждешь, пока тетради закончатся у всех: тогда все получат тетрадь с обложкой нового цвета.
А листочки сдать было нельзя - учитель принимал только тетради заданного цвета.
Вторая наша, родительская ошибка: ПРОИГНОРИРОВАЛИ ОГРОМНОЕ КОЛИЧЕСТВО "НЕОБЫЧНЫХ" ТРЕБОВАНИЙ И ПРАВИЛ, КОТОРЫЕ МНОЖИЛИСЬ КАК НА ДРОЖЖАХ ЕЖЕДНЕВНО
На осенние каникулы дети ушли, помимо традиционного списка книг для чтения, с двумя десятками страниц домашки по русскому и математике и докладом по окружающему миру. Выполнение всего заняло порядка 4-5 часов в день ежедневных занятий в каникулы...
Но и это не помогло... Первый день после каникул начался с проверки домашки на каникулы - и все, кто не сделал или не доделал, получили двойки (некоторым "повезло" получить двойки сразу по всем трем предметам).
Оценки тем временем становились всё хуже... к декабрю в классе оставалось 2 отличницы, 2 хорошистки - и остальные со средним баллом 3 - 2...
А еще стремительно пополнялся список детей с нервными тиками... В ноябре это коснулось и моего сына.... Это очень страшно, скажу я вам, когда ребенок приходит из школы плачет, потому что глаз дрожит и не закрывается...
Невролог направила к психологу, назначила расслабляющие ванны и найти занятие по душе, чтобы снимать стресс. Всё закончилось хорошо... через некоторое время...
Родители начали пытаться поговорить с учителем. Учитель повторяла то же, что говорила в 1 классе: кому-то, что ребенок необучаем, у кого-то еще более пышным цветом расцветали маниакальные склонности или углублялась степень дебилизма... Однако на этот раз учитель добавляла, что "ОСОБЕННО это заметно на фоне ВСЕХ ОСТАЛЬНЫХ детей" (специально обращу внимание, что БОЛЬШИНСТВО родителей слышали эту фразу именно в этой формулировке). Учитель тут вовсе ни при чем: что поделаешь, раз ребенок такой тупой.
И тут мы, родители, совершаем еще одну ужасную ошибку: МЫ ПЕРЕСТАЕМ ОБЩАТЬСЯ ДРУГ С ДРУГОМ, ПОТОМУ ЧТО БОИМСЯ УСЛЫШАТЬ "У ОСТАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ ВСЁ ПРЕКРАСНО".
Между тем, градус безумия нарастает. Дети возвращаются из школы с двойками по ИЗО.
Так сложилось, что у нас собралось почти полкласса не по-детски круто и талантливо рисующих детей, победителей конкурсов...
После массовых двоек по ИЗО, полученных в 3- 4 раз за Объективно хорошие работы, родители снова собрались в классном чате обсудить происходящее... Тут выяснилось, что учитель удивительным образом "била" по таланту каждого: пишущая рассказы девочка не вылезала из двоек по русскому и чтению, все "рисующие" получали двойки по ИЗО, местный "артист" ни разу не получил выше тройки за стихотворение, а "математики", пишущие в своем 2 классе "взрослые" олимпиады - логично - жили на двойках и тройках по математике (дада, за те самые звездочки над орфограммами и кривые петельки у букв У и Д).
"Наверное, учитель стремится таким образом развить таланты еще больше, предъявляя к одаренным детям особые требования в "их" области", - решаем мы, родители, совершая следующую ошибку. Потому что дети начинают массово отказываться заниматься "своими любимыми" областями.
На зимние каникулы дети уходят в истерике, ожидая (небезосновательно) пару десятков листов домашки...
Тут уж прорывает и родителей...
Развязка
Сил нет смотреть на отчаявшихся детей. Время от времени возле школы возникают удрученные лица родителей, которые нет-нет, да и поделятся с другими проблемой.
Так, парочки превращаются в тройки и группки родителей, каждый из которых рассказывает одну и ту же историю про своего сына или дочь.
Мы все еще панически боимся, мы не полностью откровенны... Тем временем учитель пытается отлавливать нас поодиночке и рассказывать что-то неприятное про других родителей: "Да не слушайте вы этих сплетников. Вы же, в отличие от них, НОРМАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК, сами без них разберетесь, где добро"
Постепенно, поддерживая друг друга и своих искалеченных детей, мы вместе анализируем происходящее...
К нам "немного присоединяется" мама одной из отличниц... Несколько родителей в разговоре с учителем чуть эмоционально отмечают, что их дети не любимчики в отличие от... (имя девочки). С этого момента бедняжку ждет несколько показательных порок от учителя, пытающегося продемонстрировать отсутствие любимчиков. Надо ли рассказывать, как тяжело переживала происходящее отличница с комплексом отличницы? Сердце обливалось кровью смотреть на нее...
Некоторые родители (из более эмоциональных) уже идут к директору школы.
Я была одной из последних, кто пошел к директору. Помните, в начале этой истории я сказала, что учитель была прекрасный методист. Ее уроками можно было заслушаться. Объясняла она так, что поймет даже человек с половиной мозга.
Я долго не могла ответить себе на вопрос: готова ли я отказаться от такой методической роскоши ценой психического здоровья ребенка... Я сделала свой выбор только в марте...
А уже в апреле учитель объявила всем, что по окончании года уходит из школы.
Мы все уверены, что это было не ее решение: директор школы и завучи - а они у нас очень хорошие - тщательно разбирались в ситуации...
И тут произошло очень интересное событие.
Стокгольмский синдром?
Некоторые родители - тоже из "пострадавших" - собрали встречу родителей без учителя, чтобы обсудить тему "Как уговорить учителя остаться". Первый вопрос на повестке: "Готов ли каждый конкретный родитель участвовать в этих уговорах". Высказывания родителей меня поразили...
"Перед каждой контрольной мой ребенок забирается под кровать и сидит там целый день - вытащить не могу. Но, думаю, это связано не с учителем, а с тем, что он просто такой ленивый."
"Моего ребенка рвет почти каждое утро при упоминании школы. Наверное, надо гастроэнтерологу показаться."
"У моего ребенка нервные тики, как и у многих из нашего класса. Но я-то про своего знаю, что дело в родовой травме - проявилась-таки"
"У нас истерика каждый вечер во время домашки. Не, ну а кому домашка нравится?!"
Пятнадцать человек с ярко-выраженной психосоматикой... И пятнадцать родителей, искренне верящих, что дело в ребенке...
Я спросила каждого, были ли эти симптомы ранее, до школы или с первым учителем. Ответ: "Нет. Но все же когда-то происходит впервые... вот, видимо, время пришло. И вообще - если этот учитель уйдет, вдруг новый будет в три раза хуже?!"
Уговаривать учителя остаться не стали. И история закончилась хорошо: в 3 классе пришел хороший учитель с бережным и даже трепетным отношением к ребятам. Зная, что каждый из них травмирован, она тратит время после школы, чтобы пожалеть и исцелить каждого малыша отдельно... Ребятки начинают оттаивать и уже не боятся идти в школу...
А я решила агрегировать и представить вам два списка:
- Как распознать учителя - мучителя
- Чек-лист, что проблема не в ребенке