25 сентября 2024 года/
Московские Провиантские склады на Зубовской площади построены к 1835 году как хранилище продовольственных припасов для расквартированных в городе воинских подразделений - Хамовнических, Спасских, Лефортовских казарм. Архитектурный ансамбль создан в стиле ампир по «образцовому» проекту Василия Стасова и считается прекрасным образцом функциональной архитектуры. На протяжении всей истории комплекс относился к военному ведомству (в советское время здесь размещался автомобильный гараж Министерства обороны) и был недоступен горожанам, а в наши дни в бывшие Провиантские склады переехал Музей Москвы.
Наполеоновская армия в 1812 году квартировала в Москве чуть больше месяца, но за это недолгое время первопрестольная столица была разграблена, а три четверти деревянных строений сгинули в огне пожаров. После изгнания оккупантов в городе была создана Комиссия о строении Москвы, возглавляемая Осипом Бове и состоящая из известных архитекторов того времени. К возведению провиантских складов Комиссия вроде бы не имела непосредственного отношения, но надо отметить фамилии двух архитекторов, входивших в её состав, - Доменико Жилярди и Василий Стасов (о них чуть ниже), а также констатировать смену курса от классицизма к ампиру в гражданской архитектуре послепожарной Москвы. В оформлении строящихся зданий теперь присутствуют массивные портики, колонны, пилястры, лепные украшения с античной и военной атрибутикой. Как говаривал про возрождённую Москву небезызвестный полковник Скалозуб: «Пожар способствовал ей много к украшенью».
Строительство продовольственных складов (по тогдашней терминологии - провиантских магазинов) инициировало военное ведомство, работы продолжались с 1829 по 1931 год, а финальная отделка была завершена к 1835 году. Прежние деревянные склады у Серпуховской заставы то ли сгорели, то ли обветшали и взамен решено было возвести большие каменные корпуса на пересечении Садового кольца и Остоженки. Пожар расчистил место для застройки, уничтожив на этом участке старые дома Конюшенного ведомства, а широкое Садовое кольцо образовалось после решения Комиссии о строении Москвы срыть остатки древнего земляного вала, замостить проезжую часть булыжником и обустроить бульвары.
Планировкой и строительством комплекса Провиантских магазинов руководил московский зодчий Фёдор Шестаков, однако проект главного здания подготовил другой архитектор: иногда считалось, что это Доменико Жилярди, а на самом деле - Василий Стасов, ранее построивший в Петербурге Воскресенские провиантские склады, рассчитанные «на 35 000 кулей». Его проект 1821 года называли «образцовым» и использовали в Москве. Стасов известен как петербуржский архитектор, у него и в городе на Неве хватало работы, так что московская стройка обошлась без его личного присутствия.
Смотрите старые фотографии. Садовое кольцо. Провиантские склады. 1981-1982 гг.:
В состав складского комплекса вошли три больших двухэтажных здания - главный корпус вытянулся вдоль Садового кольца, по бокам пристроены ещё два однотипных корпуса. Оказалось, что отведённый земельный участок имеет не прямоугольную, а трапецевидную форму и, чтобы в него вписаться, Шестакову пришлось поставить восточный корпус вдоль красной линии Остоженки под некоторым углом относительно главного здания. Склады предназначались для хранения зерна, муки и других продуктов. Во внутреннем дворе Фёдор Шестаков по собственному проекту построил кордегардию - помещение для караула.
Обращённые к улице торцевые и продольные стены корпусов зрительно объединяются крупными формами арок и порталов, а сложное чередование гладких и рустованных стен создаёт необходимое разнообразие и обогащает общий протяжённый фронт фасадов. Лаконичность замысла не помешала отдать должное ампиру и украсить фасады небольшими лепными венками. Двери, ставни и решётки были выкрашены чёрной краской, а крыши, жёлобы и водосточные трубы покрасили в красный цвет.
«Простота архитектурного решения здесь не знает себе равной. Немногочисленные детали убранства прорисованы с исключительным совершенством. Три здания складов, несмотря на тривиальную форму участка, образуют неразрывное единство. Можно смело сказать, что эта группа сооружений чисто утилитарного порядка, окрашенная в простой белый цвет, — одна из лучших в архитектуре Москвы», - так позднее охарактеризовал Провиантские склады Алексей Щусев.
Зубовский бульвар, 2с1 - главный корпус (1829-1835, архитекторы Василий Стасов и Фёдор Шестаков)
Автобаза Генерального штаба (Зубовский бульвар. 2с1). 1951 год:
В целях обеспечения противопожарной безопасности в середине XIX века некоторые оконные и дверные проёмы были заложены.
Зубовский бульвар, 2с2 - западный корпус (1829-1835, архитекторы Василий Стасов и Фёдор Шестаков)
Автобаза Генерального штаба (Зубовский бульвар. 2с2). 1952 год:
Зубовский бульвар, 2с7 - восточный корпус (1829-1835, архитекторы Василий Стасов и Фёдор Шестаков)
Автобаза Генерального штаба (Зубовский бульвар. 2с7). 1952 год:
В основании стен предусмотрены продухи - сквозные проёмы для вентиляции помещений.
Проезды между корпусами перекрыты решётчатой оградой, которая украшена античной военной символикой, боевыми топорами, пиками. На ограде и воротах установлены картуши с вензелем и короной в честь российского императора Николая Первого. Чугунные отбойники защищают ворота от наездов экипажей.
Главный въезд располагался со стороны Остоженки. 1900-1903 гг.:
Зубовский бульвар, 2с4 - кордегардия (1829-1835, архитектор Фёдор Шестаков). В оформлении кордегардии ампир представлен шестиколонным портиком и фризом с римскими воинскими шлемами.
Кордегардия во дворе Провиантских складов. 1922-1931 гг.:
В дни Октябрьской революции интендантские склады находились под контролем юнкеров, которые установили на чердаках пулемёты, однако красногвардейским дружинам удалось сломить сопротивление не имевших боевого опыта защитников и занять неприступные здания.
Зубовский бульвар, 2с3 - административно-хозяйственное здание (1976). В начале 1930-х годов комплекс передали автобазе Генерального штаба РККА и на территории стали появляться новые хозяйственные постройки. В гаражах обслуживались служебные легковые автомобили преимущественно отечественного производства - «Эмки», ЗИМы, «Победы», «Москвичи», «Чайки», «Волги», а также автобусы.
Зубовский бульвар, 2с5 - административно-хозяйственное здание (1969)
Декоративное панно украшало Доску почёта
В 2006 году военные покинули исторические здания, ансамбль Провиантских магазинов перешёл из федеральной собственности в муниципальную и распоряжением Правительства Москвы комплекс стали готовить для размещения Музея Москвы. Решение не было очевидным: претендентов на заселение нашлось немало - от Российской академии художеств Церетели до Центра современного искусства. «Характер экспонатов Музея Москвы принципиально не соответствует героическому масштабу ампирной архитектуры»,- настаивали оппоненты. Однако Юрий Лужков провёл многоходовочку - переселил Музей Москвы из бывшего храма Иоанна Богослова под Вязом в Провиантские склады, освободившийся храм вернул Русской Православной Церкви, а Зураб Церетели получил особняк на Пречистенке.
Эпопея с редевелопментом архитектурного памятника на этом не закончилась и продолжилась предложением того же Лужкова замкнуть внутренний двор ещё одним новым корпусом, накрыть образовавшийся атриум огромным стеклянным колпаком и выкопать подземные этажи (нечто подобное произошло с Гостиным двором). Новый мэр Сергей Собянин успокоил общественность отказом от новостроек на исторической территории и поручил Мосгорнаследию контролировать ход реставрационных работ.
В 2011 году Музей Москвы https://mosmuseum.ru/ завершил переезд в Провиантские склады. Как сообщает официальный сайт, в музейных фондах содержатся около 800 000 единиц хранения — это коллекция мебели, городского костюма, изобразительного и прикладного искусства, личные архивы выдающихся москвоведов и историков города, фонды фотографий, редкой книги и археологических находок. Музейное объединение «Музей Москвы» ведёт научную и просветительскую деятельность.
Анна Трапкова, Генеральный директор музейного объединения «Музей Москвы»
Для посетителей доступны все три исторических корпуса: в первом проводятся временные тематические выставки («Как поехала Москва», «Москва Готье-Дюфайе», «Москва и спорт», «Советское детство», «Ткани Москвы», «Фамильные ценности», «Дом быта», «Дом моделей», «Куплю гараж» и другие), во втором корпусе можно побывать в дни фестивальных мероприятий («Дни авангарда»), в третьем работает постоянная выставка «История Москвы для детей и взрослых», открыты театр, кинотеатр, сувенирный магазин.
Первый музейный корпус
Внутреннее пространство корпусов изначально представляло собой просторные залы, каждый из которых разделён на три нефа кирпичными стенами с арочными проёмами. Деревянные перекрытия поддерживались двумя рядами столбов. Лестницы и пандусы для подвоза грузов также были деревянными, стены оставались неоштукатуренными.
Самые значительные перемены произошли в 1930-1933 годах, когда в ходе реконструкции оборудовали вентиляцию гаража и проложили бетонные въезды для автомобилей. По этим пандусам посетители сейчас поднимаются на второй этаж в выставочное пространство.
Второй музейный корпус
Третий музейный корпус
В некоторые оконные проёмы позднее вставили стеклоблоки. Сейчас в интерьерах сохранены приметы разных эпох.
Кинотеатр «Музейный» - совместный проект столичной киносети Москино и Музея Москвы.
Премьера триллера «Неестественный отбор» с Михаилом Пореченковым
Фотографии: Евгений Чесноков
Все фотоальбомы «Город на память» в алфавитном указателе:
Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:
#городнапамять #москва #история #архитектура #провиантскиесклады #музеймосквы