Найти в Дзене

Cornershop - гении брит-попа, записавшие один из лучших альбомов 90-х.

На фоне рок-толчков 1960- и 1970-х робкие попытки в 90-х как-то переосмыслить своих предшественников вызывали порой больше недоумение, нежели восторг. Казалось, что с панком времена помпезных классик-рокеров ушли безвозвратно, а 1980-е только больше доказывали бесперспективность как-то продолжать требовать от рока какой-то пассионарности. Диско и уход в коммерцию, кажется, убили что-то в рок-музыке навсегда. И то, что нас так восхищает в записях условных 1966-1976 годов, мы с трудом находим в так называемой рок-музыке 1990-х, нулевых и 2010-х. Согласны?

Однако, возникали в этой долгой эволюционной череде взлетов и падений небольшие островки, берущие направление в сторону ретро, в сторону забытых и уже обросших нафталином психоделического рока, пауэр-попа, хард-рока и прог-рока. Музыки, на которой росли многие музыканты, которые на самом деле в глубине души лелеяли своих кумиров. И одним из таковых "островков" был брит-поп. Помните ли вы самых известных исполнителей этой недолгой попытки вернуться к своим истокам? Наверняка вам в голову придут названия Oasis, Blur, кто-то припомнит Suede или Pulp.

-2

Тогда эти группы вполне себе уверенно шагали в топ-чарты, хотя стилистически и музыкально между ними было не так много общего. Они все вышли не только из гитарной музыки 1960-х, особенно из "битловской психоделии", но и из альтернативы 1980-х, панка, глэма, инди. Это был сплав разных эстетик, которые выделились во что-то вроде бы исключительно "британское" по звуку и манере, но стремились к космополитизму. Но среди этих музыкантов была группа, которая очень сильно выделялась, а определения для неё с трудом находились. Имя этой группы - Сornershop.

-3

Наверное, стоит сначала сказать про её название. В переводе на русский Cornershop - это угловой магазинчик, или сельпо, магазины постоянного спроса, находящиеся на углу улиц, в которых можно приобрести дешевле товар, который не довезут в супермаркет. В таких лавках есть продукты постоянного спроса, а заведовали в английских городах такими точками обычно выходцы из колоний, либо их потомки, называемые "британскими азиатами". То есть, владеть таким магазином мог или индус, или бирманец, или цейлонец.

-4

Название это для группы не случайно. Это тот редкий случай, когда костяк команды составляли два этнических индийца Тжиндер и Автар Сингхи, выходцы из азиатских кварталов Престона, выпускники Ланкаширского политеха, увлекающиеся музыкой и искусством. Их совместная музыкальная деятельность началась в конце 80-х, на волне инди-истерии, и музыка у них была соответствующая. Единственным исключением из правил было то, что музыкальный традиции их далекой родины иногда проскальзывали в музыке, аранжировках и в манере исполнения. И несмотря на то, что Тжиндер, лидер группы, был давно ассимилированным англичанином, какие-то особенности произношения в пении то и дело проскальзывали.

-5

Свой путь к успеху музыканты начали не с музыкальных удач, а с подвернувшегося случая. В то время "остракизму" подвергнут был певец Моррисси, которого обвиняли в расистских высказываниях, и репортеры не придумали ничего лучше, чем обратиться к представителю азиатских народностей - братьям Сингхам. В итоге в заметке Melody Maker была опубликована фотография братьев у офиса фирмы EMI, сжигающих портрет вокалиста The Smiths.

-6

Свой первый E.P под названием In the Days of Ford Cortina они отпечатали самостоятельно на инди-лейбле, выпустив его на виниле цвета карри. Это был жесткий инди-поп, но некоторые критики позволяли себе каламбур, называя звучание группы как "Хинди-поп". За ним последовал и более мягкий и сдержанный дебютник Hold On it Hurts. Позволю себе особо не задерживаться на этих записях ,потому как гораздо интереснее то, что музыканты стали играть дальше.

-7

Услышав дебютный альбом, посмотрев некоторые выступления коллектива, за группу решил взяться один из самых известных тогда музыкантов мира - Дэвид Бирн, подписавший Cornershop на свой лейбл Luaka Bop. Совместные гастроли с Беком Хансеном, Oasis, Stereolab добавили веса музыкантам, теперь значительно расширившим свои горизонты. И вот на очереди у нас второй альбом группы - Woman`s Gotta Have it! На нём и остановимся.

-8

Вернемся в 1994-1995-й годы. Oasis выпускают свой дебютник, и критики робко начинают намекать на ментальную связь братьев Галлахеров с битловским наследием. В музыке "Оазиса" чувствуется элемент психоделии, но еще не явный. Такие очевидные атрибуты, как индийские лады, инструменты, влияние Востока, у Oasis проявится уже к концу десятилетися, когда они запишут Who Feels Love. Еще не появились корифеи нео-рага-рока Kula Shaker, переделывающие мантры на поп-манер. И в это самое время, когда мир уже успел отойти от нео-психоделии 80-х, Cornershop выпускают пластинку, состоящую наполовину из рок-мантры Jullandar Shere, открывающую и закрывающую альбом.

Номер был исполнен на языке панджаби, а лирически был скорее некой формой агитации к слушателям, как можно судить по переводу: друзья, давайте объединимся ради счастья и процветания. Минималистичность песни, её нарочитая "индийскость" , построенная практически на одном монотонном аккорде, таком же гипнотическом ритме и вкраплениях ситара, танпуры и табла делают эту песню одной из выдающихся в жанре рага-рока. Иногда Сингх уходит в какой-то ad lib, то пропевая гамму са ре га ма пра ни да, то занимаясь звукоподражанием. Ощущение, будто поёт он через мегафон или старый микрофон, музыка группы явно на стадии микширования претерпевала множество обработок.

-9

На пластинке были и вполне себе рок-песни, испытавшие влияние инди, шугейза (это слышно по гитарным партиям) и даже лоу-фай. Особенно это заметно по Call Any Destroyer, грязной двухминутной песне с резкими гитарами, громкими барабанами и искажённым вокалом. Но в какой-то момент группа уходит в какие-то совершенно странные дебри. Например, в Camp Orange, явно сделанном при помощи сэмплера и гитарных лупов, присутствует такая же индийская атмосфера, слышно дрон танпуры, а поверх индийские певицы исполняют вокализ. То же самое можно сказать и про My Dancing Days Are Done, построенной на ритме табла и солирующем ситаре и исполненной очень отстранённо.

-10

Пластинка вышла необычной, как уже можно было понять. Неожиданные решения, находки, порой противоречащие друг другу, несовместимость некоторых элементов - всё это сделало Cornershop детищем нового рока и вообще новой музыки, преодолевающей барьеры и рамки. Но следующий альбом коллектива полностью разрушил старые правила и стал создавать новые. И это не преувеличение!

Спустя два года выходит магнум опус группы пол названием When I Was Born For The 7th Time. И он действительно побил своего предшественника. Вышел он в 1997-м , когда поп-музыку нехило штормило: трип-хоп, брейкбит, сэмпледелика, инди и многое другое находились в жёсткой конкуренции за право остаться на вершине, но случались и совершенно неожиданные "братания" во имя новых творческих идей. Словно из пулемёта выходят альбомы, которые словно бы оказались вне стиля, пытались вобрать в себя все существующие эстетики и жанры. Такими были, например, Odelay Бека и Dig Your Own Hole дуэта Chemical Brothers. В эту же когорту можно вставить и третий альбом Cornershop.

-11

На пластинке чего только не было! Открывалась она медленным тягучим Sleep On The Left Side. Тжиндер под упругий низкочастотный бас и аккомпанемент фисгармонии расслабленно и психоделично поёт явно про трип в изменённом сознании.

Есть на пластинке намёки и на предыдущий альбом с очень индийской We'Re On The Corner , исполненной на хинди, с запоминающимся вкраплением ситара, танпуры и табла. Отличный рага-рок в представлении музыкантов из 90-х.

Некоторые композиции казались очень хип-хоповыми по звучанию. Например, It's indian tobacco my friend, где взятый откуда-то барабанный брейк с помощью обработок менялся постоянно в пространстве и начинал звучать иначе. Этакий ремикс, даб-микширование. Не далеко уходила и State Troopers, где любители хип-хопа услышали бы знакомые барабаны родом из композиции Skull Snaps под названием It's A new Day. Наверное, это самый часто используемый брейк в хип-хопе.

В песню Candyman было решено вставить приглашённого рэпера. Мотив песни взят из одной забытой записи джазового гитариста Ларри Коруэлла The Opening. Группа всё сильнее отходила от рока, оставаясь при этом свежими и даже провокационными.

Знаменательно, что в записи пластинки принял участие поэт-битник Аллен Гинзберг, его мы можем услышать в When the Light Appears Boy.

-12

Самое известной песней с альбома стала Brimful of Asha, гимн индийской культуре, пытающейся совладать с растущим влиянием массовой культуры Запада. Но хитом этот номер стал не в аутентичном исполнении Cornershop, а благодаря ремиксу Нормана Кука, он же Fatboy Slim, сделавшему довольно монотонную песню танцевальным нео-психоделическим зажигателем танцпола.

Заканчивалась эта полистиличная звуковая вакханалия кавером битловской Norwegian Wood. Истоки рага-рока обнаруживают в этой песне ливерпульской четвёрки, поэтому Cornershop, как негласные представители, не могли не отдать честь зачинателям.

Пластинка стала культовой уже в момент выхода, а позже вошла в различные списки, типа "1001 альбом, которые нужно послушать перед смертью".

Позже Cornershop продолжать издавать музыку, каждый раз раздвигая границы своих музыкальных возможностей. Это могут быть как псевдо-диско альбомы, стилизованные под 80-е, так и альтернатива с приглашенными гостями вроде Ноэля Галлахера (альбом 2002 года Handcream For a Generation). Есть в их дискографии интересные альбомы, сделанные с приглашённой певицей Баббли Кар, исполняющей на панжаби поп-песни в духе болливудских саундтреков (альбом Cornershop and the Double O Groove).

-13

Дуэт активно пишется и сейчас, выпуская в основном синглы. Это как и авторский материал, так и каверы на известные песни. Однажды они засветились в сборнике журнала Mojo, посвящённом мультфильму Yellow Submarine, исполнив Love You To. Наверное, это один из лучших каверов на битловскую песню, исполненный в подобной же манере, но никак не портящий оригинал.

Cornershop ретроспективно оказались одной из самых интересных команд 90-х, появившихся в эпоху брит-попа, но быстро вышедших из неё в новые музыкальные формы. Хорошо бы, если свои эксперименты они смогут продолжать на должном уровне.

-14