Во-первых, не поддаваться панике. Во-вторых, разобраться в вопросах: что такое дисграфия? Какой вид дисграфии у моего ребёнка? Как я могу ему помочь?
Начнём по порядку. Дисграфию в большинстве случаев можно и нужно корректировать. Если у ребёнка нет нарушений интеллектуального развития, то успех коррекционной работы будет значительный. В другом случае, если у ребёнка имеются нарушения интеллектуальной сферы такие как: умственная отсталость, задержка психического развития или другие нарушения, например тугоухость, нарушения опорно-двигательного аппарата, в таком случае необходимо понимать, что нарушения устной и письменной речи относят к вторичному или же третичному дефекту. Коррекция здесь, конечно же, необходима, но результат будет не так хорошо выражен и не всегда иметь стойкий характер. В любом случае, системная, кропотливая работа принесёт положительные результаты!
Так что же такое дисграфия. Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма. Важно понимать, что ошибки при дисграфии стойкие и повторяются. То есть, если ребенок пропустил в слове букву и такая ошибка не повторяется – это не значит, что у ребёнка дисграфия. Все мы можем утомиться, понервничать или отвлечься и пропустить букву, заменить её, так же и дети. Стоит сказать, что дисграфия встречается и у взрослых людей. Всем нам известны Альберт Эйнштейн, Уолт Дисней, Леонардо да Винчи. Трудно поверить, но у этих знаменитых людей была дисграфия. Конечно, не стоит самостоятельно делать заключение. Вам поможет специалист, который проведёт диагностику и определит вид дисграфии. Ведь письмо – это сложный многоуровневый процесс, в котором взаимосвязано работают различные анализаторы. И коррекция будет строиться в зависимости от вида дисграфии.
Какие виды дисграфии бывают? Существуют разные классификации. Наиболее обоснованная и распространённая классификация, которой придерживается большинство логопедов, разработана сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А. И. Герцена. По данной классификации выделяются следующие виды дисграфий: артикуляторно-акустическая, на основе нарушений фонемного распознавания (дифференциации фонем), на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая и оптическая дисграфии.
В основе каждого вида дисграфии лежит несформированность определенных операций процесса письма.
При артикуляторно-акустической дисграфии ребенок пишет так, как произносит. Если ребёнок неправильно произносит звук в речи, то и при письме будет писать его неверно. Потому что при письме ребёнок опирается на неправильное проговаривание. В письменных работах можно увидеть такие ошибки как замены и пропуски букв. Но не обязательно у всех будут такие ошибки. Часто дети, имеющие хорошо развитые слуховые дифференциации, не совершают таких ошибок. Другими словами, ребёнок понимает, какая буква соответствует неверно произносимому звуку.
Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (дифференциации фонем). В тетрадях ребёнка можно увидеть такие ошибки («солоный» вместо солёный, «конки» вместо коньки, «мач» вместо мяч). При этой дисграфии часто встречаются замены букв, соответствующих фонетически близким звукам.
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. В моей практике данный вид дисграфии встречается чаще всего. Характерные ошибки: пропуски, добавление и перестановки букв, слогов, слов. раздельное и слитное написание слов («крас ная» вместо красная, «влесу» вместо в лесу). А также частой ошибкой является отсутствие точек в конце предложений, и написание первого слова с маленькой буквы.
Аграмматическая дисграфия. Причина кроется в недоразвитии грамматического строя речи. Детям трудно установить связи между предложениями, составлять их. В письменных работах встречаются такие ошибки как несогласованность слов, замена частей слова («телёнки» вместо телята).
Оптическая дисграфия. Этот вид дисграфии распознать несложно. Часто можно услышать такое выражение: «Мой ребёнок зеркалит буквы». Это как раз является типичной ошибкой при данной дисграфии. Ребенок пишет Д вместо В, Т вместо Ш и др.
Самостоятельно вид дисграфии определить довольно трудно, лучше обратиться к специалисту.
У нас остался последний вопрос. Как я могу помочь своему ребёнку?
Если вы подозреваете у ребёнка дисграфию, то необходимо обратиться к логопеду. Школьные логопеды проводят диагностику 2 раза в год и точно скажут есть ли проблема. Если специалиста нет, то необходимо его найти. Важный момент, дисграфию логопед может выявить во 2 классе, ближе к середине учебного года. Раньше о дисграфии мы говорить не можем, так как письменная речь находится в стадии формирования.
Если ваш ребёнок занимается с логопедом, вы можете улучшить результат, выполняя нехитрые упражнения дома. Важно понимать, что если заниматься от случая к случаю, то результата не будет. Но и сидеть целыми днями над упражнениями тоже не стоит.
В данный момент у вас нет возможности заниматься с логопедом, тогда вы можете начать с выполнения упражнений, о которых я рассказываю в статьях на моём канале. По каждому виду дисграфии представлены задания, выполняя которые вы будете двигаться к её исправлению.
Если у вас остались вопросы, напишите мне.