Найти тему
Ментальное здоровье

ЗПР. Мотивируем ребенка к домашним занятиям

Я человек скромный. Позанимаюсь за чашку кофе.
Я человек скромный. Позанимаюсь за чашку кофе.

Как любит шутить мой муж на свою профессиональную тему: «хорошо зафиксированный пациент в анестезии не нуждается». А хорошо зафиксированный и усаженный заниматься ребенок (с особенностями развития или без них) в мотивации нуждается сильно.

Привет! Я Ксения, мама сына (Леонид, 8 лет) с ЗПР с аутичными чертами и эпиактивностью. Пять лет интенсивной реабилитации. Здесь размышления о детском и взрослом ментальном здоровье, обзор коррекционных занятий и тренировок. Анализ достигнутых результатов и текущих проблем.

Занятие ради занятия — история малоэффективная. Занятие ради высшей цели (стать лучше, умнее, нормальнее) — мотивация скорее для родителя. 

А чем увлечь ребенка? Ради чего он будет делать то, что сам бы просто так делать не стал? Порассуждаем?

Начну с того, что в нашем с Лёней случае конкретная мотивация нужна не каждый раз. В благостном расположении духа иногда он готов сесть и поработать над счетом, чтением, английским или заданиями на логику на благотворительных началах — просто так. Хотя может мотивация тут — лишь бы эта неугомонная женщина (то есть я) просто отстала.

Но больше результата, собранности и концентрации дают те занятия, которые имеют конкретное «ради чего». Это «ради чего» менялось с годами, в зависимости от смены интересов моего товарища, его взросления. 

Когда задержка развития была только обнаружена, а с ней и необходимость в домашних занятиях, Леонид готов был усердно трудиться ради того, чтобы в конце занятия я его долго, много и душевно щекотала (привет, сенсорный дефицит!). Сюда же игры в прятки, в страшного зубастого монстра, в догонялки. В общем любая двигательная активность с визгом, писком, криками и выплескиванием всех излишком энергии. 

Мотивацию едой тоже никто не отменял. В приступах ЗОЖа и ПП увлекала чищенной морковкой, горсткой орехов, семечками, а в грешных повседневных реалиях всегда конфеты работали на ура в качестве мотиватора.

Ограничения экранного времени могли немножко смягчаться после продуктивного занятия. Ради определенных мультфильмов Леонид готов был решать любые головоломки, собирать пазлы и учить алфавит.

Грядущие мероприятия — отличный мотиватор. Например, мы сейчас позанимаемся, а потом идем гулять в парк, плавать в бассейн, на площадку, в кафе, в гости и т.д. 

Покупка чего-либо приятного естественно простимулирует кого хочешь. Даже если это условный чупа-чупс.

Но с этого года я решила действовать по-взрослому, добавить щепотку целеполагания в наши товарно-образовательные отношения. Теперь Леонид занимается за деньги. Да-да. 

Из маленькой коробки сделали копилку с гордым названием КОПИЛКА. Туда за каждое занятие кладутся 100, 50, 10 рублей (сколько есть у меня на момент текущего занятия). Плюсом имеется конкретная цель, на которую мой товарищ копит. 

Первый раз он копил (вспомним добрым словом Задорнова: «Вы готовы? Наберите воздуха…») на ДОМОФОН. В нашем подъезде он есть, и дай бог никуда не денется. Но Лёня так любил домофоны, что хотел свой собственный. И желательно на дверь своей комнаты. И всерьез надеялся, что папа сможет его установить. Более того, различные модели домофонов были найдены на маркетплейсах (и даже б/у на авито) и добавлены в избранное. 

Нужная ему модель стоила 2500 рублей. И мы были близки к этой сумме. Но коварная мама смогла в какой-то момент отговорить юного финансиста от покупки домофона и соблазнила новой моделькой Лады.

Сейчас мы копим на другую модель Лады. А дальше цель похлеще домофона — ТЕЛЕФОН. Там соскочить скорее всего не получится. Придется покупать. Но и поработать юноше придется ударно. 

А чем вы мотивируете детей на домашние занятия?