Вот захотелось сегодня написать не про поезда, а просто про железные дороги. Тем более, что начинались эти знаменитые ветки в районе современного города на "Ма", что полностью в логике движения нами по алфавиту. Как известно поселок Магадан был основан в 1929 году (а еще за несколько лет до этого геологические экспедиции подтвердили потенциально хорошие условия для нахождения здесь залежей драгоценных металлов. Долго выбирать место не пришлось - почти все исследователи в едином порыве указывали на бухту Нагаева, где и возник поселок, ставший городом уже через 10 лет. Но ведь поселок нужно было из чего-то строить. А подходящего леса в непосредственной близости от бухты не было. Пейзажи там красивые, но, действительно, леса немного:
Ну или вот еще пейзаж:
В принципе не так и далеко от побережья начиналась тайга, но тут проблема была в том, что и машин-то здесь толком тоже не было. Вот решили соорудить узкоколейные лесовозные железные дороги.
Первую дорогу с колеей 750 мм открыли уже в 1932 году, то есть через три года после основания поселка. Строили естественно заключенные. Железная дорога шла вдоль русла речки Магаданки и заканчивалась на окраине города чуть южнее места, где река Каменушка впадает в Магаданку.
Дорога уходила на север примерно в створе современной ул. Речная, которая далее переходила в Армейскую. Слева оставалась гора Сахарная, с которой текла совсем уже коротенькая речка с интересным названием Сахарная головка. Еще какое-то время узкоколейная дорога шла прямо на север, а потом круто поворачивала по долине реки на запад. Причем к этому месту дорога успевала "забраться" вверх на 150 метров. Сейчас там слева останется горнолыжный комплекс.
Далее подъем ну уже вообще серьезный: на каждый километр чуть ли не по 40-50 метров по вертикали. И к 1-му Арманскому перевалу высота достигает уже 600 метров над уровнем моря (перевал так назван потому, что дорога ведет к поселку Арманы, что также располагается на побережье):
Спасало здесь, видимо, только то, что везти лес нужно было вниз. Потому как вначале тут даже паровозов не было, а использовалась конная тяга. Но уже к началу 1933 года на дороге появился первый паровоз. Ему дали имя "Красный Таежник".
Примерно в середине 30-х годов из самого города проложат ветку не на север по Магаданке, а на запад по Каменушке. Сейчас там располагается целая цепочка Магаданских водохранилищ. Однако это была лишь тренировка перед большими проектами, первый из которых начали реализовывать уже в 1940 году. Это была узкоколейная дорога Магадан - Палатка, по которой кроме грузового было уже и пассажирское сообщение. По идее она должна была приходить в порт, но что-то там помешало, а потому источники сообщают, что заканчивалась дорога примерно в 1,5 км от порта на улице Транспортной недалеко от Механического завода и современного музея пожарной охраны. Сначала дорога шла по старой ветке вдоль Магаданки, а у современной объездной дороги круто поворачивала на восток и достигала современной трассы Р-504 Якутск-Магадан. У меня был родственник, которые проехал всю эту трассу ранней весной. Говорил, что очень тяжело и красиво одновременно. В общем, сначала вдоль долины реки Дукча, а затем вдоль ее притока Хабля дорога уходила на север от Магадана. Она по-прежнему забиралась наверх, но не столь стремительно, как предыдущая описанная трасса. Вокруг же вот такие пейзажи:
Постепенно она начинала поворачивать к северо-западу. И здесь была организована основная паровозная станция - поселок Уптар.
А в 55 км от города в наши дни располагается аэропорт Сокол им. В.С. Высоцкого - главный аэропорт Магадана. Ну далековато, конечно.
Ну а затем дорога снова поворачивала на север-северо-восток уже вдоль реки Хасын. Общая протяженность маршрута до Палатки была около 90 км. И на этом участке использовалось более 20 паровозов и более 300 вагонов. В Палатке даже поворотный круг был. Проект явно не собирались сворачивать, наоборот, были планы по его дальнейшему развитию. Планировалось ее дотянуть до верховьев Колымы. В наши дни на трассе "Колыма" на этом участке даже асфальт есть:
А это вот уже чуть севернее Палатки:
Красивые места. Там и станция на ветке до Палатки называлась Красавица.
Ну а затем смерть Сталина, консервация начатых проектов, перевозка подвижного состава на Сахалин и разборка железной дороги. Безусловно, были и объективные причины, по которым проект не стали реализовывать. Например, очень низкая плотность населения в регионе. Здесь она лишь 0,3 чел на 1 кв. км. Даже страны с самой низкой плотностью населения превосходят Магаданскую область в 6-7 раз. Например, та же Монголия, замыкающая список стран по плотности населения, имеет ее на уровне 2 человека на 1 кв. км. На Аляске - 0,49 чел на 1 кв. км. На северных территориях Австралии, правда, еще меньше - 0,16. А вот по площади Магаданская область больше Беларуси, Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии, причем вместе взятых.
Спасибо, что следите за каналом! До встречи!