Луис Карлос Берналь, фотограф с чикано-корнями, родившийся в 1941 году в приграничном городке Дуглас, Аризона, разработал уникальный стиль фотографии, который подчеркнул культурные особенности мексиканско-американского сообщества. В 1970-1980-х годах он создал яркий визуальный архив жизни в барриос — испаноязычных районах с низким доходом на юго-западе США.
Берналь трагически ушел из жизни в 1993 году в возрасте 52 лет, и хотя его работы хранятся лишь в нескольких музеях, они долгое время оставались в тени. Однако сегодня его впечатляющие снимки обретают новое признание благодаря выходу двуязычной книги и организации выставки из 120 фотографий.
Запечатление ‘чиканизма’
С раннего возраста Луис Карлос Берналь проявлял интерес к фотографии — первый фотоаппарат, подаренный ему в детстве, стал началом его увлечения. Поступить в Университет штата Аризона он планировал с намерением стать преподавателем испанского языка, но фотография захватила его полностью, изменив его профессиональный путь.
Берналь пробовал себя в разных направлениях искусства, изучая фотографию и социальные контексты. Он создавал коллажи, использовав культовые образы, такие как Джон Ф. Кеннеди, которого мексиканско-американское сообщество особенно почитало как первого президента-католика. В ответ на скандал Уотергейт и влияние медиа на общественное мнение, он создал серию фотографий, где его родственники держат маску Ричарда Никсона перед лицом. Вдохновленный своим наставником Фредериком Соммером, Берналь также экспериментировал с абстракцией, создавая уникальные работы из бумаги для резки.
Однако его главное творчество сосредоточилось на фотографировании жизни американцев мексиканского происхождения и их окружения. Берналь использовал своих соседей, родственников и других чиканос как героев своих снимков, отображая их повседневную жизнь и дома. Через эти работы он выразил свою гордость за мексиканско-американскую идентичность, которая была неотъемлемой частью движения Чикано.
Движение Чикано стремилось бороться с политическими и культурными проблемами, такими как трудовая эксплуатация, иммиграция, гендерное неравенство и расовая дискриминация. Художники-участники движения использовали свое искусство для разрушения стереотипов и создания новой культурной идентичности для мексиканско-американского сообщества, что стало важной миссией Берналя в его творчестве.
Искусство для народа
Фотографии Луиса Карлоса Берналя напоминают старые семейные альбомы, где запечатлены обычные моменты жизни. Его работы действительно перекликаются с любительскими снимками — на них изображены люди в привычной обстановке, естественно позирующие и выглядящие расслабленными. Берналь, как и многие фотографы того времени, отдавал предпочтение цветным снимкам, которые к 1970-м годам стали популярным способом увековечивать семейные праздники, дни рождения и другие важные события.
Однако каждое фото у Берналя было тщательно продумано. Он придавал большое значение деталям, создавая композиции именно такими, какими представлял их в своем воображении.
Его фотографии, сделанные в домах, на рабочих местах и в кругу родных и друзей, часто фокусировались на мелочах: семейных снимках в рамках, алтарях, плакатах, религиозных иконах, текстиле, цветочных и сезонных украшениях. Для Берналя было важно не только передать образы людей, но и выразить глубинные темы семьи, духовности, дома и общности.
В интервью 1982 года Луис Карлос Берналь рассказал о своем подходе к фотографии, объяснив, что он продумывал снимки заранее: "(Я прорабатываю) все в голове, прежде чем начать съемку."
Такой метод позволял ему работать быстро и незаметно, минимизируя любые неудобства для людей в доме. Берналь также любил экспериментировать, снимая одну и ту же сцену в разных вариациях — например, с членами семьи и без них, или в цвете и черно-белом. После съемки он тщательно просматривал все кадры, выбирая из множества снимков тот, который лучше всего передавал его замысел.
Благодаря своему глубокому пониманию жизни и культуры чикано, Берналь сумел превращать повседневные сцены в искусство, показывая их через призму своего уникального взгляда. Его фотографии не просто запечатлели жизнь за пределами барриос, но и стали зеркалом для других мексиканцев-американцев, которые могли узнавать в этих снимках собственные истории и образы.
"Художник из Чикано не может быть оторван от своего сообщества," говорил Берналь в 1984 году, "он должен находиться среди своего народа, создавая искусство, которое отражает его жизнь и опыт."
Облагораживая повседневность
Процесс работы Луиса Карлоса Берналя ярко проявляется на нескольких типичных портретах.
В фотографии "Баррио на 6-й улице, Дуглас, Аризона, 1979 год" он запечатлел мальчика в семейной гостиной. Мальчик становится ключевой точкой в треугольной композиции: темно-коричневый диван с мягкой обивкой служит другой точкой, а семейные фотографии на желтой стене образуют вершину. Берналь расположил камеру напротив угла комнаты, где находился небольшой столик, заваленный семейными вещами. Благодаря этой позиции – и умелому использованию зеркал и источников света – Берналь показал маленький мир во всей его полноте, начиная от блестящего на плиточном полу солнечного света и заканчивая коллекцией предметов на полке под жестяным потолком. Он превращает простую комнату и её обитателей в нечто выдающееся, достойное пристального взгляда. Вместо ожидаемой случайности, присущей бытовой фотографии, Берналь применил продуманный и формальный подход, сделав знакомую сцену объектом высокого искусства.
Треугольная композиция и симметрия угла комнаты создают ощущение стабильности и устойчивости, что символизирует важность дома и семьи как опоры для сообщества чикано.
В другой работе, "Парикмахерская Леона Шпеера, Феликса Вальдивезо и дочери Патрисии, Лордсбург, Нью-Мексико, 1978 год", Берналь ставит камеру параллельно стене парикмахерской, создавая упорядоченное и гармоничное пространство для портрета парикмахера, клиента и его дочери.
Наследие Берналя
Берналь создавал уникальный документ о жизни и культуре мексиканских американцев, когда его жизнь внезапно оборвалась.
Средних лет мужчина с усами и фотоаппаратом на шее улыбается, сидя на бетонных ступенях — это был Берналь, человек, чья страсть к фотографии оставила неизгладимый след в искусстве. Он разработал успешную программу по фотографии в общественном колледже Пима в Тусоне, штат Аризона, и его творчество продолжало развиваться. Однако в 1989 году, по пути на работу на велосипеде, он попал под машину. Следующие четыре года своей жизни он провел в коме, и скончался в день своего 52-летия в 1993 году.
Несмотря на признание его таланта в США, Берналь приобрел наибольшую известность в Мексике, где создал крепкие профессиональные связи и стал частью сильного творческого сообщества. После его смерти его работы не получили должного распространения в Соединенных Штатах.
С публикацией "Louis Carlos Bernal: Monografía" и подготовкой масштабной выставки, посвященной его творчеству, новое поколение зрителей сможет оценить его искусство и чиканскую гордость, которая так ярко проявлялась в его работах. Это поможет утвердить его наследие в истории американского искусства.