Найти в Дзене
Иду по звездам

Романтика хрущевской оттепели: почему зрителям не понравился фильм Говорухина Конец прекрасной эпохи

Оглавление

Пересмотрела "Конец прекрасной эпохи" Говорухина. Последняя работа режиссера, его прощальный поклон кинематографу.

Так по-доброму передать весь абсурд 60х годов, когда люди жили с оглядкой, потому что еще не забыли сталинских лагерей. А литературная цензура в советских газетах утратила связь со здравым смыслом.

Станислав Сергеевич взялся за "Компромисс" Сергея Довлатова - произведение, полное той самой довлатовской иронии и грусти. Так передать атмосферу эпохи в лицах мог только Великий Мастер.

Что не так с фильмом

Таллинн на экране ожил, заиграл красками 60-х. Каждый кадр - как открытка из прошлого, бережно сохраненная между страниц старого фотоальбома. Костюмы от легендарной Натальи Моневой, декорации, образы героев - все выверено до мельчайших деталей.

Таллинн словно сам стал актером в этом фильме. "Мы почти ничего не трогали, - рассказывал оператор картины. - Таллинн сам по себе - как машина времени. Только вывески поменяли, и вот вам - 60-е."

Вот главный герой, журналист Андрей Лентулов, прогуливается по улицам Таллинна. На нем модное в те годы пальто и шляпа, в руках - неизменный портфель, какой был почти у каждого советского служащего.

А вокруг - приметы эпохи, знакомые до боли: автоматы с газировкой за три копейки, киоски "Союзпечать" с разноцветными журналами, троллейбусы с кондукторами.

3 таланта - Станислав Говорухин, Сергей Довлатов, Иван Колесников
3 таланта - Станислав Говорухин, Сергей Довлатов, Иван Колесников

Авоськи, молоко с крышечкой из фольги и телефоны-автоматы

Каждый кадр пропитан ностальгией. Вот редакция газеты с печатными машинками "Москва" и "Ятрань", стопками газет и неизменным графином с водой на столе. А вот танцплощадка, где звучит "Королева красоты" Муслима Магомаева, и пары кружатся в модном тогда твисте.

Режиссер щедро наполнил фильм артефактами хрущевской оттепели: полет на Луну, литературный Самиздат, встреча Гагарина, БАМ, Московкий кинофестиваль, молодой Феллини, Окуджава и Ахмадуллина.

И, конечно, Хрущев, который орет с высокой трибуны «Выметайтесь из страны!»

Да, Иван Колесников совсем не похож Сергея Довлатова. Но немного подумав, я поняла, что лучшего исполнителя для этой роли просто не найти. Не Чернышов же.

И правда, Колесников с его интеллигентностью, наивностью и цинизмом органично вписался в кадр, будто сошел со страниц довлатовской новеллы.

Говорухин был одержим идеей достоверности

На площадке даже запретили использовать современные гаджеты.

- Хочу, чтобы актеры прочувствовали эпоху, - объяснял он. И актеры прочувствовали. Вот только что именно?

Главный герой бродит по улицам Таллинна, произнося довлатовские фразы.

- В этой стране пишут много, а читают мало, - говорит он, и эхо его слов отражается от стен идеально воссозданных декораций. Но что-то неуловимо ускользает.

Фильм смотрится на одном дыхании, спору нет. Красивая картинка завораживает. Оператор Геннадий Карюк создал настоящую визуальную симфонию. Каждый кадр можно разбирать на цитаты.

Но после просмотра остается странное чувство - будто посмотрел длинную рекламу "Советского образа жизни".

Или антирекламу.

НА съемках фильма "Конец прекрасной эпохи" - Дмитрий Астрахан, Станислав Говорухин, Сергей Гармаш, Дмитрий Ендальцев
НА съемках фильма "Конец прекрасной эпохи" - Дмитрий Астрахан, Станислав Говорухин, Сергей Гармаш, Дмитрий Ендальцев

Жаль, что Говорухин, так точно передавший визуальную составляющую эпохи, не смог или не захотел копнуть глубже. Довлатовская проза - это ведь не только о времени, это о людях. О их маленьких победах и поражениях, о попытках сохранить себя в абсурдном мире.

Колесников-Лентулов, конечно, попытался донести основную мысль, ради которой был снят весь этот прекрасный материал.

- Есть такая щель, между совестью и подлостью. В нее необходимо протиснуться. – говорит ему мудрый коллега. Но главный герой не умеет протискиваться.


Поэтому заливает свое неумение ведрами водки, которую разбавляет романами с красивыми женщинами.

За это неумение и поведение, несовместимое с высоким званием советского журналиста, и покидает службу в газете «Советская Эстония»

Курьезные случаи на съемках

- Однажды мы снимали сцену в редакции, - вспоминал Колесников. - И вдруг выяснилось, что никто из молодых актеров не умеет пользоваться печатной машинкой. Пришлось срочно учиться.

Такие моменты, пожалуй, лучше всего иллюстрируют разрыв между эпохами, который Говорухин так стремился преодолеть.

В итоге фильм вызывает смешанные чувства. Визуальная составляющая достойна, не хватает глубины.

Как будто материала было больше, но потом его урезали до кинематографических полутора часов. Пришлось пожертвовать даже историей о первой жене писателя, которую сыграла юная Софья Синицына.

К счастью, ее карьера от этого не пострадала)

В фильме осталась одна главная женская роль - у Светланы Ходченковой
В фильме осталась одна главная женская роль - у Светланы Ходченковой

Фильм-открытка: красиво снаружи, но пусто внутри

"Конец прекрасной эпохи" стал последним фильмом Говорухина. Символично и грустно одновременно. Мастер ушел, оставив нам красивую, но немного пустую открытку из прошлого. Для тех, кто помнит то время и хочет его почувствовать.

Впрочем, может быть, в этом и есть своя правда. Свойство человеческой памяти такое - помнить только самое хорошее и яркое. А плохого не помнить.

Так вот, в этом смысле "Конец прекрасной эпохи" - фильм о прошлом, каким мы его помним.

А диалоги-то какие…

- Твои враги, Лентулов, дешевый портвейн и крашеные блондинки.
- Значит, я – истинный христианин. Ибо Христос учил нас любить врагов.

Их можно цитировать бесконечно. Настоящий праздник для тех, кто помнит то время.

Лайк мне и Говорухину!

Смотрите кино-цитаты в разделе видео на моем канале и приходите ностальгировать в комментариях.

Читайте еще одну мою популярную статью