По сути, йога основана на философии эволюции. От низшей формы животной жизни до наиболее развитого человеческого интеллекта лежит шкала, в которую вписывается большинство наших знакомых концепций биологического и психологического роста и развития. С точки зрения йоги, этот процесс является непрерывным. Эволюция физических и умственных возможностей, а также возможностей высшего сознания не считается отдельными, не связанными между собой явлениями. Они являются неотъемлемой частью одного и того же процесса.
Как мы видели, этот процесс наиболее кратко резюмируется в терминах наблюдения, контроля и синтеза: рост всегда основан на достижении некоторой степени освобождения от привязанностей, что позволяет человеку наблюдать что-то о себе и своем мире, к чему он раньше был слеп. Это расширение осознания. По мере роста осознания человек неизбежно обнаруживает в своем новом определении себя новую способность контролирования. То, к чему он раньше был слеп и что не контролировал, теперь находится в его власти регулировать. Возросшая способность к наблюдению приводит к возросшей способности к контролю. Мы видели, как этот принцип применяется в работе с телом, в работе с разумом, а также в работе на других уровнях.
По мере того, как части себя, которые ранее действовали вне осознания, попадают под сознательный контроль, они постепенно становятся более скоординированными. Когда они контролируются с точки зрения последовательного, единого сознания, они теряют тенденцию работать в противовес друг другу. То, что раньше вызывало конфликт, теперь объединяется в гармоничное целое. Способность контролировать приводит к новой степени синтеза. Например, когда желания и импульсы, которые ранее подавлялись, попадают в осознанное осознание, они не только подвергаются усиленному контролю, но и синтезируются в целостную личность, и больше не тратится энергия на внутренний конфликт. Этот процесс усиленного наблюдения, ведущий к усилению контроля и усилению синтеза, составляет каждый шаг в долгом пути эволюции. С каждым повторением он выводит человека на новый уровень осознания и новый способ бытия в мире, который раньше был за пределами его воображения.
Этот процесс роста в конечном итоге движется к высшим состояниям сознания, которые были предметом самых уважаемых и, в то же время, самых непонятых писаний в литературе, философии и даже религии. Высшие уровни сознания наиболее трудны для понимания, потому что они наиболее далеки от обычного, повседневного осознания. Но они не являются ни «потусторонними», ни недоступными для обычных людей. Напротив, они рассматриваются как просто результат упорядоченного процесса роста, в который каждый из нас, по крайней мере в некоторой степени, вовлечен.
Современная психология имела дело с альтернативными состояниями сознания только смутно и недифференцированно. Тенденция состояла в том, чтобы свалить в одну кучу все те разновидности сознания, которые отличаются от обычного бодрствующего сознания. Галлюцинации, чувства эмоционального экстаза и состояния просветления часто группируются вместе как «измененные состояния сознания» и рассматриваются так, как будто они более или менее одинаковы, поскольку все они отличаются от обычного, эго-уровня осознания. Восточная психология, с другой стороны, имеет давнюю традицию исследования и дифференциации между этими различными состояниями измененного сознания. Йога-психология является одной из ряда систем, которые выросли из техник медитации, и она предлагает сложную и утонченную концептуализацию различных режимов сознания, которые можно испытать. Это одна из великих ценностей йоги-психологии. Она может дать руководство, ориентацию для областей изучения, к которым современная психология только сейчас начинает приближаться. В наших первых попытках разобраться с научным пониманием измененных состояний сознания традиционное понимание психологии йоги предлагает по крайней мере набор чрезвычайно полезных гипотез.
Однако, помимо этого, выводы психологии йоги более глубокие. Поскольку восточный медитативный подход дает ключ к более осуществимому подходу к изучению измененных состояний сознания, чем тот, который был использован до сих пор. Техника медитации может освободить нас от пут, которые мешали нам расширять наше понимание психики. Она дает нам новую ориентацию на научное изучение сознания. Она позволяет нам увидеть, что высшие состояния сознания, внутренний мир, можно изучать подлинно научным способом.
Науку трудно определить. Но, возможно, наиболее существенной ее чертой является то, что она включает в себя изучение чего-то, что является внешним по отношению к наблюдателю. Техники медитации предлагают подход, который позволяет быть «внешним» по отношению к внутренним состояниям. Этот очевидный парадокс становится понятным в контексте нашего обсуждения уровней сознания. Как только человек принимает, по крайней мере в качестве рабочей гипотезы, что существуют отдельные и различимые уровни сознания, он прочно держит в руках мощный инструмент, поскольку быстро становится очевидным, что каждый из этих уровней предлагает точку обзора, с которой можно наблюдать за тем, что находится ниже. С каждого уровня человек «внешний» по отношению к тому, что находится ниже. Он может наблюдать его и изучать его. В этом смысле он становится ученым, чьей областью изучения является внутренний мир. Пока это исследование столь же скрупулезно, тщательно и добросовестно, как и то, что проводится в лаборатории, оно будет по-прежнему заслуживать звания «наука». Техники медитации, если их правильно применять, создают для человека «внутреннюю лабораторию».
Слово йога происходит от санскритского корня yuj, что означает «впрягать». Это означает, что низшие уровни сознания, низшие аспекты себя, впрягаются в высший центр сознания, чтобы он направлял, координировал и регулировал их. Они становятся инструментами в руках высшего сознания. Когда это является базовой ориентацией человека, то различные школы обучения и различные дисциплины могут использоваться, когда это уместно, чтобы служить целям пользователя.
Йога предлагает современной психологии возможность интеграции. Наши методы научного и лабораторного изучения поведения, наши аналитические и динамические подходы к терапии не лишены утонченности и детализации. Их разнообразие не вызывает возражений. Это может быть преимуществом, а не недостатком. Но наша неспособность интегрировать различные дисциплины была нашим недостатком. Богатое разнообразие методов и теорий, которые есть в нашем распоряжении, кажется, никогда не собираются вместе, поэтому наши усилия становятся фрагментарными. Именно отсутствие общей точки ориентации затормозило рост и превратило то, что могло бы быть взаимодополняемостью, в противостояние. Западная психология и психотерапия оказываются нескоординированными и разрозненными. Именно на этом этапе развития нашей мысли свежий вклад из совершенно другой культуры, другой системы определения человека и вселенной может оказаться наиболее полезным.
Когда западная математика была обременена неуклюжим использованием римских цифр, приток так называемых «арабских» цифр, которые возникли в Индии, привел к прорыву в науке математики. Система стала проще, более упорядоченной и более управляемой. Трудно представить себе науку исчисления, основанную на использовании римских цифр. И без высокоэффективной системы математики самолеты не летали бы, а ракеты не приземлялись бы на Луне. На этом этапе развития психологии освежающие, но вечные прозрения психологии йоги и философии могут предложить простое, но глубокое понимание, которое может переориентировать наше мышление и освободить психологию от ее узости, тем самым открывая ее для нового способа видения человеческой природы и вселенной, в которую она встроена.