Составная рукопись (202 листа) из Библиотеки Ватикана, датируемая XV веком, имеет довольно содержательный отрывок о пионе. По мнению немецкого филолога Йозефа Хега, изучавшего древние рукописи в начале прошлого века, этот отрывок представляет собой выдержки из некой, довольно древней, магической герметической книги о растениях, которая, возможно, в последствии послужила основой византийского трактата «Кираниды». А также имеет несомненную связь с отрывком из «греческого кодекса app. II 163», опубликованного в предыдущей статье (История пионов. Магические свойства пиона в христианской традиции).
Текст, в моем переводе, из Codice vaticano graeco 952, стр. 162-165:
«Часть 1. О траве под названием пион.
Пион назван в честь Пайона, о котором освящается в так называемой «Древней книге». Его собирают на убывающей Луне.
Пусть он будет найден на открытом, видном со всех строн месте, когда Солнце войдет в знак Девы. Пионы особенно растут на горе Ермон, в Тавромении, в Вавилоне Великом, во Фракии, за Гадейрой и на берегах Эгейского залива, всегда стройные и выразительные
Они также растут и в других местах, но не имеют такой же силы, из-за географического местоположения, зодиакальных знаков местности и условий среды, как те.
Поэтому, как сказано, эту священную траву надо найти на открытом месте, взять ягоду (семя) с нераскрывшегося плода и еще одну с уже раскрывшегося, завернуть их вместе в семь листьев этой же травы, и закопать на высоком месте в чистую землю, где пожелаете.
А как только росток заметно появится из земли, необходимо защитить его от дождей, и ветров, и любых возмущений воздуха.
Затем, в лунный день, в начале первого часа, когда луна начинает убывать, а Солнце окажется в знаке Девы, до восхода Солнца нужно в «чистом состоянии» прийти к месту, где взошло растение, [оконание стр. 162v] взяв с собой печать из кожи тюленя, освященную в тот момент, когда животное было разделано, как упомянуто в той священной книге по его анатомии. Напиши сие на коже и повесь на корень, оплетя шелковой нитью: то, что ты будешь писать, вот это: [рис.1] и, повесив сие, произнеси следующую молитву:
«Благословен Бог неба и земли, и благословенно и прославлено первородное имя Твое. Вся природа прославляет Тебя, и Ты прославляешь силу всех вещей, исходящую от Тебя.
Ибо Ты один совершенен, несоздан, невидим, невыразим, неизменный, неописуем, безграничен, неосязаем, неотслежим, неразрывен, непостижим, начало и конец, Альфа, Адонай, Саваоф, Семимефораз, Гесерахия, Амнойя, Яна, Сада.
Ты тот, кто обедняет и обогащает, унижает и возвышает, воспитывает и исцеляет, умерщвляет и дарует жизнь.
Итак, Ты, Господи, отврати взор Твой от святой обители Твоей и от престола славы Твоего и даруй мне, рабу Твоему, сию благодать, чтобы эта трава могла стать полезной в тех заботах и делах, которые я собираюсь предпринять; ибо благословенно и прославлено имя Твое во веки веков».
Затем будет сказано на халдейском, сирийском и персидском диалектах:
Хейг, Хаф, Яп, Лиаф, Блах, Фал, [окончание ст. 163л] Клык, Мерль, Сульфам, Бархам, Тим, Лиас, Ахроас, Музупат, Лирхам, Зальфа, Нох, Пот, Серфу, Сильфон, Намх, Таха, Силха, Бемелон. Аминь, аминь, аминь всегда.
И добавляется это благословение: «Боже, возводящий на престол херувимов, пробуди силу Твою и приди спасти нас».
Первую, более обширную молитву, повторить семь раз, обратившись к Востоку.
Но молитву на халдейском и сирийском – только один раз.
Семь дней подряд надо приходить к траве и читать вышеупомянутые молитвы до восхода Солнца.
Во второе посещение растения на следующий день, принести с собой новый керамит, чья сила известна и доказана, а также сидерит и бериллит.
И окурите траву со всех сторон, произнося обе молитвы.
Он сказал: осторожно выкопай эту траву и используй её с умом, как и будет далее, и должным образом освятишь её.
Затем раздели все его части: корень, ветви, листья, плоды,
открытые и закрытые семена, для определенных видов действий.
Эту священную траву бог дал Гермесу Трисмегисту как сильнодействующее и полезное лекарство, как написано в священных книгах египтян.
И правитель не осудит, в каком месте корня ты начертаешь здесь неизреченные имена Всевышнего [рис. 2], не будет иметь причин бояться демонов, и злые духи не будут трогать людей.
Если он напишет эти символы на нем и сохранит его [рис.2], он не убоится ни яда, ни всякого другого зла.
Ибо он изгоняет третичную, четвертичную, ежедневную и всякую другую лихорадку. Отгонит зависть, злобу и клевету, и сделает владельца счастливым среди всех людей и прославленным.
Если кто страдает эпилепсией и прикоснется к этому корню, он чудесным образом исцелится.
Если кто одержим бесами, сделай благовония из небольшой части этого корня и изгони беса: это божественное деяние.
Возьми небольшую часть корня растения, раздави его в день и час Венеры, разведи и напои мужчину и женщину, которые ненавидят друг друга, и вскоре они полюбят друг друга.
Тот, кто положит корень себе на лоб, не приснится дурной сон. Тот, кто хранит его, приносит пользу селезенке. В дом, где он находится, не входит ни демон, ни магия.
Тот, кто принимает сильнодействующее лекарство (яды) и пьет его, не пострадает.
Семя, хорошо смешанное с медом, приносит пользу всему телу и домашним животным: у того, кто съедает его корень, много молока.
Он приносит пользу раненым. Одержимый бесами человек ест его и выздоравливает, когда человек становится безумным, то если он будет окурен корнем, то выздоровеет.
Когда ребенок родится, натрите корень и смешайте с молоком и дайте ему, и он будет счастлив.
Чтобы носить [окончание стр. 164л] корень и лист, разрушающий магию, напишите на нем изречения Всемогущего Бога: [рис. 3] в дополнение к Альфа, Адонаи, Эло, Саваофу.
Тот, кто вдыхает дым и поедает корень, лист и семя, не будет укушен змеями и не засохнет под благодатью от всякой травы, и в любом злом деле. Когда указанные имена написаны в день и час Солнца.
Часть 2. О зачатии.
Возьмите мясистый плод этой травы и оберните его настоящей шелковой нитью, чтобы женщина могла носить его в нижней части живота, и дадите сперме сохранится. Они должны написать символы на растении, написанные выше, во время Солнца.
Часть 3. О высших филактериях (оберегах).
Возьмите пионы, укорененные в дне и времени Солнца, напишите ножом эти символы и повесьте их на самой высокой части дерева. Чтобы благоприятно охранять виноградные лозы, поля или сады от града и охранять их от всякого зла. То, что ты собираешься написать, это [рис. 4]:
Часть 4. О избежании грабежа.
Вознеси, в доме Овна, существо Солнца, которое носит одежду с чистой грудью, к тому, кто принадлежит Солнцу, и произнеси такие имена: «Пахиэль Тетимос, Аллазар, ты помутил разум, цель и расчет плохих людей с дороги».
Он сказал, что напиши эти символы в нерождённой карте киноварью, шафраном и родостомой днем и во время солнца, и нигде не будешь бояться, в воскресенье, в час а' или н' [рис. 5]:
Часть 5. О счастье.
Если вы возьмете драхму из чистого золота, напишете эти знаки в доме Овна, в день и время Солнца, освятив эти печати, вы окуриваете их шафраном, затем промыть родниковой водой, а после того помазать мускусом и завернуть в красный или желтый шелк.
Если вы носите это, вы будете очень счастливы во всем и во все времена. [рис. 6]:
Часть 6. О зелье для приворотов.
Возьми чистое серебро, сделай из него круглую тарелку на час и день Венеры, приготовь в первую или восьмую часть этого доброго времени, заложи эти печати, обкури это алоэм, амбарой, мастикой и в скором времени заверни ее в белый шелк и носит мужчина, нежеланный своей женщиной, и не способный привлекать ее и восхищаться ею.
Или женщины, разделенные в браке. Смойте родниковой водой и полейте того, кого хотите привлечь на свою волю.
Соберите ромашки и рассыпьте на месте суда, и все вы будете праведны и примиренными, как умножаются стаи голубей, размножаясь на земле, и ты расстели постель твою для приумножения, и зачала жена твоя. [рис. 7]:
Часть 7. О трудных родах.
Напишите киноварью так: Лазарь, выйди вон, Христос зовет тебя: сегодня Богородица о Христе заботится, и ты, женщина, роди ребенка.
Услышь небо и услышь землю: выйди, младенец, или живой, или мертвый. Вспомни, Господи, день сынов Едома, Иерусалима тех, кто говорит опустошайте, опустошайте.
αἲ αἲ βραχορᾶ, αἲ αἲ βραχορᾶ. напиши их также в день Гелиоса и привяжи на правую ногу выше колена [рис. 8]:
Часть 8. О лунном человеке (эпилептике) в период Луны.
В час и день Солнца возьмите кусок пустой керамики, напишите эти символы и бросьте в воду.
Когда больного выписывают, он получает его и хранит у себя, и он не боится. Но то, что ты собираешься написать, вот: [рис. 9.]».
Для пытливых умом и любознательных ссылка на исходные страницы рукописи Codice vaticano graeco 952, в которой много другой интересной и полезной в быту информации: https://digi.vatlib.it/view/MSS_Vat.gr.952