Найти тему

Почему в церкви Святого Карла в Вене я поняла, что гоголевский Ноздрёв и чеховский Ярмонкин мои родственники? Что со мной стряслось?

Макет церкви
Макет церкви

В церковь Святого Карла я пробивалась через сплошную пелену дождя. Открыть зонт мешал шквалистый ветер, который мотылял меня по пустым улицам как хотел. К тем порам власти Австрии уже начали эвакуировать население низины, переключили часть шлюзов, чтобы вода из Дуная пошла по запасному руслу, и даже закрыли часть парков и публичных мест, опасаясь обрушения деревьев. Но я об этом узнала только из вечерних новостей, а пока был только полдень.

Любой здравомыслящий человек непременно поинтересуется: ну, и что же вас, дамочка, понесло по церквям в такую погоду? Что могу ответить: отпуск имеет одно неприятное свойство - он быстро заканчивается, и хоть камни с неба, но или я успею посмотреть церковь сейчас, или, увы, уже едва ли когда. А посмотреть её стоит.

Интерьер церкви святого Карла. В центре - световая инсталляция
Интерьер церкви святого Карла. В центре - световая инсталляция

История создания церкви очень интересна. В начале XVIII века в Вене бушевала чума, жертвами которой стало около 8000 человек. Когда она отступила, правивший тогда Австрией Карл VI решил возвести новую церковь в честь своего патрона, святого Карла Борромео, который считался защитником людей от страшной болезни.

Карл VI Габбсбург, император Священной Римский империи. Портрет взят из интернета
Карл VI Габбсбург, император Священной Римский империи. Портрет взят из интернета

Место для церкви было выбрано на холме, недалеко от реки Вена, между двумя прекрасными дворцовыми резиденциями династии Габбсбургов. Понимая важность нового храма для всей империи, император повелел свезти лучшие материалы со всех концов империи, простиравшейся тогда до берегов Средиземного моря. Сардиния, Милан, Неаполь, Венгрия и даже Испанские Нидерланды прислали всё лучшее. Через 20 лет (очень короткий срок для строительства подобного сооружения при тогдашнем уровне развития строительной техники), в 1737 году, в церкви начались регулярные богослужения.

Орган
Орган

Новая церковь была грандиозной и весьма оригинальной. Она должна была символизировать мощь империи, чему во многом помогали и огромные размеры храма и две громадные триумфальные колонны, покрытые рельефами, рассказывающими о жизненном пути святого Карла. Внутреннее убранство храма просто роскошно: роспись, резьба по дереву и камню, невероятный по исполнению, излучающий свет алтарь.

Кафедра
Кафедра

Ну, и как я могла не дойти до столь притягательного объекта? Мне очень хотелось увидеть две вещи: алтарь со знаменитой скульптурой, изображающей возносящегося на небо в сопровождении ангелов святого Карла и подняться на купол, чтобы получше рассмотреть рельефы на колоннах и увидеть панораму города. А ещё я читала о проекте "Современное искусство в церкви святого Карла", было интересно, что там будет выставлено на этот раз.

Макет церкви в разрезе выставлен наряду с планами строительства и деталями проекта
Макет церкви в разрезе выставлен наряду с планами строительства и деталями проекта

Сразу же скажу, что я получила огромное удовольствие и от посещения церкви, которая оказалась гораздо более интересной, чем о ней пишут, и от современной световой композиции из неоновых трубок, и от изучение органа, и от посещения сокровищницы. Дело оставалось за малым - подняться по винтовой лестнице на смотровую площадку на крыше, чтобы, не смотря на непрекращавшийся ни на минуту дождь и страшный ветер, взглянуть на панораму Вены.

Триумфальная крлонна при ближайшем рассмотрении с крыши церкви
Триумфальная крлонна при ближайшем рассмотрении с крыши церкви

Вот тут я и вспомнила о своих "родственных" связях с героями русской литературы. Уже догадались почему? Уже поняли, что со мной стряслось? Очень интересны ваши догадки. Пишите в комментариях. А если, что называется, любопытство берёт верх над догадками, заходите в Телеграм, там и фотографий гораздо больше, и видео из церкви, и подсказки имеются.

Ещё одна подсказка
Ещё одна подсказка

Вена
132,1 тыс интересуются