Любая трудность, с которой мы потенциально можем столкнуться, будь это конфликт с кем-либо, симптом, проблема на работе или же экзистенциального толка сложность, первоначально требует своего признания.
Отрицание факта проблемы затрачивает не только время, но и энергетический ресурс. Сколько сил уходит на фасадное, качественно припудренное сокрытие объективного. А оно, в свою очередь, не утрачивает своей реальной деструктивности, если делать вид, что этого нет.
На примерах с телом это особенно заметно, когда физическое проявление игнорировать уже не получается. В частности, когда присутствуют чрезвычайные визуальные проявления или боль.
Тело сигнализирует особенно чётко, но с остальными сложностями схема с признанием тоже работает так же.
Пока не обозначена проблема – нет понимания, что делать, а у мозга нет задачи, которую нужно решить
На примере с физическими симптомами это доказывается двухфазностью процесса его протекания: пока человек находится в фазе активного конфликта, у мозга поисковая настройка – человек ищет решение; как только решение найдено, мозг переключается в восстановительную фазу, запуская процессы в организме, направленные на заживление ключевого органа.
Более того, лучше какое-то время зависнуть на этапе осознавания проблемы и дать себе право расстроиться, позлиться, разочароваться (а это тоже может представлять из себя отдельное затруднение, связанное с подавлением чувств).
Увязнуть в этом надолго – другая крайность, но не дать себе ясности в том, что есть нечто, что желательно устранить себе же во благо – это уводить себя еще дальше в тёмный лес.
Но как же всё-таки понять, что именно станет решением?
Банально, но лучше того, чтобы услышать себя и поступить в соответствии со своим истинным желанием – ничего не придумано и вряд ли придумается.
Забавнее то, что истинное желание может быть настолько индивидуально представлено каждым отдельным человеком, что универсального рецепта точно не найти.
Существует множество интересных направлений в познавании себя. Когда-то мне казалось, что у каких-то есть преимущества, сейчас видится так, что каждому своё и для конкретного этапа жизни.
При этом никуда не девается ответственность за собственный выбор. Она всегда остается при человеке, даже если очень хочется её не замечать.
В лучшем случае каждому своему выбору человек присвоит ценность в итоге, поскольку не просто так они совершаются. Особенно, если переходить на язык биологии, многое можно объяснить и взглянуть на это под другим углом: возможно, даже более содержательным
Выделяю 2 признака того, что человек действительно хочет помочь себе:
1. Ищет помощи извне, искренне готов к её получению или как минимум не отказывается, когда её предлагают.
Особый случай, когда человек играет роль нуждающегося, но систематически в его жизни ничего не меняется – ловушка для спасателей.
2. Действие должно сочетаться с умонастроением: усталость – лечь отдохнуть; что-то разозлило – проявить злость, а не давить из себя благородство и "я выше этого"; что-то расстроило – поплакать или хотя бы отследить "да, меня это расстроило, сейчас я грущу".
На консультациях по симптомам мы вместе с человеком ищем решения. Для меня всегда будет в новинку каждый человек с любым из своих симптомов, и что именно станет решением – это самый что ни на есть квест. Дело в том, что человеку предстоит признавать в себе что-то индивидуальное. Порой он сможет набраться смелости на это признание только в контакте с другим человеком, испытывая тепло от поддержки.
Испытывать искреннее разочарование и горечь, а не строить из себя счастливого человека – это больше про здоровье в итоге, чем пытаться замаскировать своё недовольство
Исследовать свои "разрушительные" желания и мотивы намного полезнее, чем надеть белое пальто, но внутренне быть в разногласии с собой.
Критерий разрушительности довольно спорный изначально, он привносит негативную коннотацию, создаёт дуальность зла и добра. В то время как есть просто действие, которое может привести как к исцелению, так и поражению.
Здоровье в созвучии
К тому же, не всё так однозначно. Что-то кажется более разрушительным, например, желание мести или обида, но порой и непрошенный совет, данный с заботой, и причинение добра – то еще наказание.
Человек должен быть на своей стороне. И порой, чтобы это реализовать, нужно суметь строго и четко ограничить допуск каких-то людей или ситуаций по отношению к себе.
Автор: Мария Соловьева
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru