Человек — это ядро, а вселенная — это расширение этого ядра. Чтобы изучить природу вселенной, человек может изучать свои внутренние состояния и более тонкие уровни своего собственного существа. Ум — это главный инструмент сознания, лежащий между физическим телом и чистым сознанием. Когда этот ум отвлечен и рассеян, силы воли мало. Но когда ум становится однонаправленным, он становится динамичным, и сила воли развивается. Вопрос внимания здесь является ключевым, поскольку сила воли, по сути, является свойством однонаправленного ума. Чем меньше силы воли у человека, тем больше страданий и мучений он будет испытывать. Более того, если ум слаб и рассеян, даже самое здоровое тело может заболеть.
Цель медитативной терапии, которая является весьма сложной и специализированной отраслью йогической науки, — изменить базовую модель ментальных привычек, которые формируют ткань нашей личности. Прежде чем личность будет трансформирована и характер изменен, нужно разобраться с привычками. Медитативная терапия делает это с помощью трех основных средств для перенаправления ума. Могут использоваться слуховые или визуальные объекты концентрации или, в-третьих, ум может быть перенаправлен без какого-либо объекта, используя отрицание или разотождествление с мыслями, марширующими перед ним. В этом последнем методе ум направляется к источнику сознания.
Существует несколько предварительных практик, которые готовят ученика к медитативной терапии. Они включают дыхательную терапию и упражнения на концентрацию, такие как взгляды (тратака). Психосоматические, физиологические и психопатологические расстройства, которые нелегко вылечить психотерапевту, можно лечить с помощью правильного применения медитативной терапии. Чтобы назначить соответствующие медитативные техники для работы с ментальными привычками, следует изучить способности пациента и провести пациента через определенную программу подготовительных упражнений для развития его осознанности. Это могут сделать только те терапевты, которые сами систематически практиковали медитацию в течение длительного времени (так же, как психоаналитические техники могут применять только те, кто сам прошел психоанализ).
Медитативная терапия, которая использует звук в качестве объекта концентрации, эффективна при решении различных проблем; конкретная техника концентрации назначается в зависимости от расстройства. Существует два типа звуков — звук, создаваемый во внешнем мире, и другой набор чистых звуков, исходящих изнутри в результате вибраций различных энергетических каналов, накладывающихся друг на друга по всему телу. Эти последние звуки иногда ощущаются в более глубоких состояниях медитации и могут помочь провести ум через высшие измерения сознания. В руководствах по йоге они называются анахад нада. Христианские и иудейские мистики также сообщали, что эти звуки приводят к высшим видениям. Книга Откровений Нового Завета описывает функционирование звука таким образом.
Конфликт Иоанна был снят звуком, который он слышал, и видениями, которые он видел. В результате он достиг бесстрашного состояния ума, несмотря на то, что был заключен в одинокую тюремную камеру на острове Патмос.
Западный мир постепенно начинает осознавать, что музыка оказывает мощное и потенциально терапевтическое воздействие на людей, а также на животных и даже растения. Точная наука звуковой терапии не совсем понятна на Западе, однако, где эта наука должна быть систематизирована и подтверждена посредством постоянных экспериментов. Нада (звуковая) терапия взаимозависима с наукой о чакрах. Музыкальная терапия вышла из точной науки о звуках и чакрах, которая использовалась столетия назад древними всех великих религий. Во всех различных формах музыки по всему миру есть только семь основных нот. Они связаны с уровнями сознания, связанными с семью чакрами. Эти семь основных звуков можно услышать внутри, когда человек открывает «ухо своего разума».
Многие болезни зарождаются в уме и затем выражаются в теле. Звук, наряду с визуализацией форм (мандалами), использовался для лечения таких психосоматических заболеваний. Когда ум позволяет течь по этим двум объектам, звуку и мандале, они, по-видимому, помогают очистить бессознательное от отторгнутого материала, который, хотя и тонкий и невидимый, часто играет очень мощную роль в формировании личности. Обычно характерологические проблемы имеют глубокие корни, связаны с сильными воспоминаниями и впечатлениями, которые, подавляемые или вытесняемые, действуют из бессознательного. С помощью медитации на соответствующую мандалу, чакру и звук можно преобразовать всю личность.
Согласно науке о чакрах, определенные звуки и формы для визуализации связаны с определенными чакрами. Если эта наука визуальной и слуховой терапии понята правильно, её можно эффективно использовать при большинстве психологических и психосоматических расстройств, выступая в качестве катализатора в интеграции ума и тела. Например, человек, которого мучают повторяющиеся кошмары, может быть вылечен, если его научить правильно медитировать на солнечном сплетении. Наш опыт подтверждает это. Когда сердечная чакра предписывается как центр концентрации вместе с определенными звуками, было обнаружено, что эмоционально нестабильные и незрелые люди постепенно развивали эмоциональный контроль. Для тех, кто обладает высоким интеллектом и эмоционально нечувствителен, используется пространство между двумя бровями (аджна-чакра). Концентрация здесь, наряду со звуком и визуализацией, помогает достичь баланса между интеллектом и эмоциями. Те, у кого психогенная импотенция и преждевременная эякуляция из-за отсутствия контроля над эмоциями, часто могут быть направлены на развитие более естественного и комфортного контроля, когда крестцовое сплетение и правильный звук предписываются как фокус внимания.
Авторы все ещё находятся в процессе экспериментирования с терапевтическим использованием науки о чакрах, но этот подход кажется очень эффективным, полезным и вполне аутентичным.
За несколькими исключениями (например, Юнг, Маслоу) изучение высших чакр на Западе было уделом теологов или низведено до частичных и часто неточных описаний, данных оккультистами. Ненаучный подход и аура суеверия, окружающая такие описания, заставили психиатров и психологов уклоняться от подхода к этим областям сознания. Во многих случаях этого недоверия и подозрения достаточно, чтобы заставить профессионалов полностью отвергнуть актуальность этого исследования для их области. Мы считаем, что именно из-за того, что изучение расширенного сознания было проигнорировано, психодинамическая теория не смогла сформулировать единое, всеобъемлющее понимание личности и развития.
Долгое время существовали две основные школы западной психологической мысли, которые расходились во мнениях относительно описания базовой природы человека и того, что его мотивирует. С одной стороны, есть те, кто настаивает на том, что инстинкты, привычки и основные физиологические потребности являются основными движущими силами человеческого поведения. На другом полюсе находятся гуманистические психологи, которые рассматривают человека в первую очередь как сознательное, ориентированное на рост и устремленное вверх существо. Абрахам Маслоу предоставил более полную модель, которая включает и интегрирует эти две перспективы. Он предполагал, что у человека есть иерархия мотивационных потребностей, начиная от самых физиологических потребностей в еде, жилье, сне и сексе, через менее физиологические, но все же базовые потребности в безопасности и защищенности, и более развитые потребности в любви, принадлежности и уважении. Наконец, в схеме Маслоу, если базовые потребности удовлетворены, человек может обратить свое внимание на то, что Маслоу называет потребностями роста, теми, которые ведут к самоактуализации личности. К ним относятся мотивация к поиску осмысленности, самодостаточности, простоты, совершенства, красоты, доброты и истины. Хотя его концептуализации этих высших стадий роста остаются эмбриональными, сходство между концепцией Маслоу мотивационной иерархии в человеке и йогической схемой чакр поразительно. Вполне возможно, что более подробная и разработанная йогическая концепция иерархии мотивационных перспектив, особенно тех, которые наиболее связаны с тем, что Маслоу называет «самореализацией», может внести значительный вклад в более всеобъемлющую и комплексную теорию мотивации в современной психологии.