Седьмой или высший центр расположен в макушке или на макушке головы. Он называется «коронной чакрой». Когда сознание наиболее развито, оно фокусируется в первую очередь здесь. Обычай возлагать на голову монарха богато украшенную корону, по-видимому, коренится в идее, что человек с наиболее развитым сознанием должен быть тем, кто будет руководить государством. Его понимание должно быть выше понимания его подданных. Это концепция «философа-короля».
Почитание этого центра сознания также прослеживается в символике некоторых религий. В христианской традиции было принято, чтобы некоторые монахи брили макушку головы и оставляли там голый круг. В иудейской традиции носят черепную шапочку, которая закрывает эту же область. Религиозное искусство часто выделяет область коронной чакры вспышкой света или нимбом.
Индейцы хопи говорят об отношении человека к этому центру:
Здесь, когда он родился, было мягкое место... «открытая дверь», через которую он получал свою жизнь и общался со своим Создателем... Во время... последней фазы его творения мягкое место затвердело, а дверь закрылась. Она оставалась закрытой до его смерти, открываясь затем для его жизни, чтобы уйти так же, как она пришла».
Йогическая традиция придает похожее значение мягкому месту младенца, отмечая, что оно постепенно затвердевает по мере того, как интуитивные качества ребенка уменьшаются в ходе развития рациональности и функций эго. Однако йогическая точка зрения подчеркивает, что эта дверь может быть вновь открыта посредством достижения высшего состояния самадхи. Говорят, что высокоразвитые йоги имеют доступ к этому центру. Эти опытные йоги узнают о ходе будущих событий. Известно, что они объявляют и готовятся к точной дате и времени, когда их сознание тихо и спокойно, в компании своих ближайших учеников, покидает физическое тело. Конечно, мастерство, контроль и высокоразвитое сознание, которые это предполагает, редки.
На уровне этого центра все различия обычного сознания разрушаются. Осознание расширяется за пределы точки, которую можно объяснить словесно.
В этом центре существует обширное осознание, которое не знает границ. Даже различие между переживающим и переживаемым прекращается. В традициях йоги эта чакра представлена тысячелепестковым лотосом, и опыт сравним только с ослепительным светом бесчисленных солнц. Любые описания опыта, вовлеченного здесь, по необходимости должны быть сформулированы в таких высоко символических терминах, что с ними трудно иметь дело в контексте психологической теории.
Хотя в некотором смысле этот опыт лежит за пределами современной психологии, поскольку он отходит от ограничений психики, он, очевидно, имеет жизненно важное значение для субъекта. Он предлагает точку обзора, с которой разум может быть наиболее ясно оценен. Он служит важнейшей точкой ориентации. Хотя это лежит за пределами сферы ментального функционирования, оно дает ключ к структуре, в которой функционирование ума становится понятным, и все аспекты опыта могут быть интегрированы в единую теорию. Более того, природа этого состояния настолько фундаментальна для природы человеческого бытия, что для полного успеха любая психологическая теория должна, по крайней мере, быть совместимой с его существованием.