Мы все проходим через различные кризисы и этапы развития, которые формируют нашу личность и определяют, как мы взаимодействуем с миром.
Теория психосоциального развития Эрика Эриксона выделяется среди других психологических концепций своим акцентом на взаимодействии человека с обществом и представлением о развитии личности через последовательные стадии. В основе его подхода лежит убеждение, что каждый этап жизни сопровождается кризисом, и успешное его разрешение создает основу для дальнейшего гармоничного развития личности.
Основные идеи теории Эриксона
1. Социальная среда как партнер в развитии личности: Эриксон подчеркивал, что общество и социальное окружение играют важную роль в развитии личности, а взаимодействие с социумом способствует ее гармоничному формированию.
2. Личностное развитие на протяжении всей жизни: развитие личности не ограничивается детством и продолжается с момента рождения до самой смерти.
3. Последовательные этапы развития: личность проходит через строгую последовательность стадий, каждая из которых связана с определенным кризисом и успешное разрешение кризиса ведет к дальнейшему личностному росту.
4. Универсальность этапов: все люди, вне зависимости от культурных и социальных различий, проходят через одни и те же этапы развития. Кризисы, возникающие на этих этапах, являются врожденными и общими для всех.
8 стадий развития личности по Эриксону
1. Доверие и недоверие. Младенчество (0–1 год). Основная задача младенчества — научиться доверять миру через стабильные отношения с родителями. Когда основные потребности младенца удовлетворяются, он учится доверять окружающей среде, если же забота и внимание отсутствуют, развивается недоверие к миру.
Например, малыш Катя, которую родители всегда заботливо кормят, обнимают и успокаивают, постепенно учится доверять миру. Она чувствует себя в безопасности, зная, что её потребности важны и всегда будут удовлетворены. В то время как Артём, которого часто оставляют одного на долгое время и редко успокаивают, начинает воспринимать мир как холодное и ненадежное место. В нем растет тревога и недоверие к окружающим, потому что он не получает той поддержки и тепла, которые ему так нужны.
Благоприятное разрешение этого конфликта - надежда.
2. Автономия и стыд (сомнение). Раннее детство (1–3 года). В раннем детстве ребенок стремится к самостоятельности. Когда инициативы ребенка поддерживаются, развивается автономия, если же он постоянно подвергается критике или чрезмерному контролю, у него может возникнуть сомнение в своих способностях.
Например, Дима, которому родители позволяют самому одеваться, кушать, исследовать мир, с каждым днем становится всё увереннее в своих силах. Он учится быть самостоятельным и гордится тем, что справляется сам. В то же время Маша, которую родители постоянно останавливают, проявляя излишний контроль, когда она пытается что-то сделать сама, начинает чувствовать стыд и неуверенность, боясь, что всегда делает что-то не так.
Благоприятное разрешение этого кризиса - воля.
3. Инициатива и вина. Игровой возраст (3–6 лет). В этом возрасте ребенок уже освоил множество физических умений и начинает сам придумывать себе занятия, проявляет интерес к новым вещам и активно общается с ровесниками. Когда родители поддерживают его любопытство, творческие идеи и стремление к самостоятельности, у ребенка развивается инициативность. Однако, если родители слишком строго контролируют, наказывают и ограничивают его действия, это может привести к появлению у ребенка чувства вины.
Благоприятное разрешение этого кризиса - цель.
4. Трудолюбие и неполноценность (6–12 лет) В школьном возрасте дети начинают активно осваивать навыки и участвовать в жизни общества. Успехи в учебе и социализации развивают чувство компетентности. Напротив, неудачи могут привести к чувству неполноценности.
Например, Маше нравиться готовить с мамой, она придумывает свои рецепты и просит маму помочь с приготовлением. Когда мама поддерживает её увлечение, показывает, как правильно готовить, и охотно обсуждает её идеи у Маши развивается чувство уверенности и компетентности. Но если бы мама воспринимала старания Маши, как баловство или помеху для более важных дел это может привести к чувству неполноценности.
Благоприятное разрешение этого кризиса - уверенность.
5. Идентичность и путаница ролей (12–20 лет). Подростковый возраст — ключевой период формирования личной идентичности. В это время подросток сталкивается с вопросами, связанными с поиском своей идентичности. Он начинает экспериментировать со стилем одежды и поведением, пытаясь навести порядок в своём внутреннем хаосе и найти себя. Этот этап связан с важной попыткой обрести независимость, что нередко выражается в протесте против родительских и общественных норм. Главная задача подростка — объединить все знания о себе в единый, целостный образ. Если подростку не удаётся это сделать, возникает «расплывчатость идентичности» — неуверенность в том, кто он есть. Если же кризис успешно преодолён, личность способна сохранить верность своим убеждениям и взглядам.
Благоприятное разрешение этого кризиса - верность.
6. Близость и изоляция (20–25 лет) В ранней зрелости человек стремится к созданию близких, доверительных отношений. Под близостью понимается не только физическая близость, но и способность искренне заботиться о другом человеке, делиться с ним важными аспектами своей жизни, не теряя при этом своей индивидуальности. Близость может касаться не только романтических отношений, но и дружбы. Если человек избегает глубоких связей и слишком сосредоточен только на себе, это может привести к чувству одиночества и изоляции.
Благоприятное разрешение этого кризиса - любовь.
7. Продуктивность и застой. Средняя зрелость (25–60 лет). В зрелом возрасте человек направляет свои усилия на создание чего-то значимого, будь то семья, карьера или социальные проекты. Он становится более ответственным не только за свою жизнь, но и за жизнь общества и следующего поколения, это приводит к продуктивности. Напротив, если человек не заботится о ком-то, а внимание его сосредотачивается только на собственных проблемах, это приводит к чувству безнадежности и ощущению, что жизнь лишена смысла.
Благоприятное разрешение этого конфликта - забота.
8. Целостность и отчаяние. Поздняя зрелость (60+ лет). В период поздней зрелости люди часто оглядываются на прожитое и переосмысливают его. Если жизнь была наполнена смыслом, делами и активным участием, то человек
чувствует, что жил не зря и реализовал свои возможности, тем самым достигая целостности. Те, кто не чувствуют этой целостности, могут сожалеть о прожитых годах и хотеть начать всё сначала. Им кажется, что жизни было недостаточно, чтобы достичь всех целей, из-за чего появляется чувство безысходности и страх перед смертью.
Здоровое завершение жизненного пути заключается в принятии того, как сложилась жизнь, со всеми её успехами и неудачами. По словам Эриксона, это состояние целостности сродни детскому доверию к миру, завершая жизненный цикл мудростью и принятием.
Благоприятное разрешение этого конфликта - мудрость.
Кризисы как этапы роста
Эриксон отмечал, что успех в прохождении каждого кризиса зависит не только от личных усилий, но и от социальной среды. Семейные обстоятельства и другие факторы могут осложнить или, наоборот, облегчить разрешение кризисов. Каждая стадия развития сопровождающаяся кризисом, представляет собой ключевой момент, который определяет дальнейшее развитие, который может стать возможностью для личностного роста. Главная задача личности — сохранять и развивать эго-идентичность, помогая сохранять внутреннюю целостность в период перемен.