В 1974 на свет появился советский легковой автомобиль ГАЗ-14 «Чайка», который стал настоящей легендой. Автомобиль, предназначенный для высшего партийного руководства, вошел в историю как один из самых продвинутых и богато оснащенных образцов советского автопрома. Многие функции, реализованные в ГАЗ-14, опередили свое время, и по словам инженеров, советская автомобильная промышленность больше не приближалась к такому уровню в вопросах отделки и оснащения. Но в чем же именно заключались эти новаторские решения, и что делает «Чайку» уникальной даже по сравнению с современными автомобилями?
История появления
Работа над созданием ГАЗ-14 началась еще в 1967 году под руководством Александра Просвирнина. Советские инженеры почти десять лет трудились над доведением новой «Чайки» до совершенства. В результате, автомобиль стал производиться лишь в 1977 году, моментально став ярким событием на автомобильном рынке СССР.
Производство ГАЗ-14 продолжалось на протяжении 11 лет, до 1988 года, и за этот период Горьковский автозавод выпустил всего 1 114 таких машин. ГАЗ-14 был предназначен для замены предыдущей модели ГАЗ-13, однако, несмотря на схожие индексы и названия, новая «Чайка» была значительно переработана и модернизирована.
Отличия от ГАЗ 13 и современных авто
В сравнении с ГАЗ-13, конструкция новой «Чайки» претерпела значительные изменения. Двигатель был модернизирован: его мощность увеличилась с 195 до 220 лошадиных сил, и он получил два карбюратора. Автомобиль оснастили электронной системой зажигания, обновленным охлаждением с антифризом и усовершенствованной системой смазки. Однако автоматическая коробка передач осталась без изменений.
В ГАЗ-14 были внедрены и другие интересные технические новшества. Советские инженеры переработали подвеску, повысили уровень безопасности, а также внесли изменения в дизайн кузова и отделку салона. В отличие от ГАЗ-13, это авто порадовало владельцев множеством сервоприводов. В новом автомобиле автоматически поднимались и опускались не только антенна и боковые стекла, но даже противотуманные фары. ГАЗ-14 получил центральный замок, а все стекла, включая боковые, были оснащены подогревом. Фары автомобиля также имели струйные очистители.
Почему перестали выпускать?
Несмотря на все эти достижения, в 1988 году проект ГАЗ-14 был свёрнут, ввиду его высокой стоимости и низких показателей производства. В рамках начатой Михаилом Горбачевым кампании по борьбе с привилегиями высокопоставленных чиновников, роскошные автомобили, символизирующие элитарный статус, также попали под удар. Несмотря на технические достижения и инновации, которые совершил ГАЗ-14, став одной из самых передовых машин своего времени, проект был закрыт.
Это решение стало отражением изменений в политике страны, где акцент сместился с демонстрации власти и роскоши на более простые и доступные решения.