Мы переехали в Сербию из средней полосы России, а именно из Владимира. Я всю жизнь прожила в этом маленьком городе и привыкла к определённой флоре и фауне. Полтора года назад, когда мы только поселились в Белграде, я ходила по улицам и фотографировала каждый куст. Большинства названий я даже не знала, а некоторые слова — например, магнолия и миндаль — приобрели для меня осязаемость и какой-то новый смысл. Сегодня покажу вам, какие растения и деревья окаймляют улицы Сербии.
Статья носит сравнительный характер, но у меня нет цели принизить какие-то регионы России. Я просто хочу рассказать о том, что вижу вокруг себя.
Прежде всего, Сербия — очень зелёная страна, и Белград — очень зелёный город. Когда мы только переехали, я была поражена, сколько здесь деревьев и различных зелёных зон. Буквально у каждого блока многоэтажек есть своя территория для прогулок, сербы называют её «парком».
Для сравнения, территория рядом с нашим домом во Владимире выглядела вот так (со всех сторон):
Благодаря тёплому климату в Сербии всё растёт очень быстро, деревья вымахивают до гигантских размеров. Они же создают приятную тень в жару.
Во Владимире подобные аллеи приходилось специально искать, они располагались далеко не у каждого дома. По счастливому совпадению, в пяти минутах ходьбы от нашего дома подобное место всё же было, и я там часто гуляла с коляской, когда дочка была ещё младенцем.
Придомовые территории в Сербии, как правило, очень ухоженные. Везде посажены цветы или многолетние кустарники, живые изгороди аккуратно пострижены, клумбы выглядят эстетично.
Повсюду кусты роз! Раньше я розы видела только в магазине. Шиповник, который во Владимире повсюду, не считается.
Магнолия превратилась для меня из экзотического слова в нечто повседневное, но оттого не менее красивое. Особенно я люблю раннюю весну, когда магнолия пышно цветёт.
Цветущая сакура, миндаль или багрянник — ещё один яркий признак сербской весны. Раньше я думала, что сакура растёт только в Японии, а миндаль видела только в виде орехов.
Гибискус всегда был для меня чаем каркаде, а сейчас я каждый день вижу эти кусты на улице, и даже дочка уже выучила слово «гибискус».
Розмарин для меня всегда был приправой из пакетика. Я даже не задумывалась о том, где и как он растёт. А оказалось, что вот так:
Про маки я помню, что читала в «Волшебнике Изумрудного города», когда была ребёнком. Дочка узнала это слово гораздо раньше меня — и на конкретном примере.
Пираканта часто растёт во дворах. Раньше я не знала такого слова.
Хотя ботаника меня особо не интересует, но мелочи, формирующие человеческую жизнь, — очень даже. Поэтому я, как малое дитя, до сих пор хожу и рассматриваю всё вокруг, думая о том, что русский человек блуждает в трёх берёзах, а серб пьёт кафу под раскинувшейся катальпой. Мне же повезло испытать на себе и то, и другое.
Читайте также: