Найти в Дзене
Давид Цитин

Лев Доватор: как погиб легендарный последний кавалерист Красной Армии

Оглавление

Когда речь заходит о роли кавалерии в Великой Отечественной войне, многие относятся к ней пренебрежительно, якобы кавалеристы шли "с шашкой на танк". В действительности это не совсем так. Именно кавалеристы в процентном соотношении несли наименьшие потери на первом этапе войны и выиграли время на Западном фронте до подхода более мощных резервов, а на Украине, конница более недели сдерживала сильнейшую танковую армию Клейста, нанося ей фланговые удары. Но самым знаменитым кавалеристом Великой Отечественной войны, присутствие которого боялся враг, был Лев Доватор. Как он стал легендой при жизни и как погиб на самом деле?

Карьера в Красной Армии

Лев Михайлович Доватор родился 20 февраля 1903 года в Витебской губернии. Его род происходит от французского офицера де Вотуар, который был ранен при отступлении армии Наполеона и остался в России. Сам Лев в 1918 году поступил в трёхлетнюю школу, которую окончил в 1921 году и был избран секретарём сельского комитета бедности. В сентябре 1924 года Доватора призвали в Красную Армию и для прохождения службы направили в кавалерийскую дивизию.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

После окончания срочной службы решил связать свою жизнь с армией и поступил в Ленинградскую кавалерийскую школу комсостава РККА. В 1929 году стал командиром взвода в кавалерийском полку Северо-Кавказского военного округа. В 1936 году направлен на учёбу в Военную академию им. Фрунзе, а спустя два года добровольцем уехал в Испанию, где шла Гражданская война. Здесь Доватор принимал участие в партизанских и разведывательно-диверсионных операциях в тылу франкистов. Обучил не одну сотню солдат и стал одним из лучших специалистов по партизанской войне, что подтвердит в годы Великой Отечественной войны. После возвращения из Испании, Доватор стал начальником штаба 1-й кавалерийской бригады.

Во время съёмок легендарной картины Сергея Эйзенштейна "Александр Невский", Доватор руководил кавалеристами полка НКВД и консультировал режиссёра по съёмкам массовых батальных сцен.

Лучший кавалерист Великой Отечественной войны

Войну встретил в звании полковника и в должности начальника штаба 36-й кавалерийской дивизии, которая была расквартирована в Гродненской области на границе с Германией. Однако Доватор 22 июня 1941 года находился на лечении в Москве и, после известий о начале войны, выдвинулся на фронт, но добраться не успел, так как дивизия была быстро окружена и разгромлена, а командир генерал-майор Зыбин был пленён и сотрудничал с фашистами. Казалось бы, кавалерия сыграла свою лебединую песню в годы Первой мировой войны и более не может был востребованной, особенно после того как нацисты показали всю мощь механизации на Западе в 1940 году.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Но Доватор думал по-другому и предлагал использовать кавалерию более рационально и эффективно, нанося удары по флангам и тылам врага в самом неожиданном месте и в неожиданное время. Советское командование находилось в тяжёлом положении, ведь гитлеровцы на всех парах рвались к Москве, поэтому дали Доватору добро на формирование Особой кавалерийской группы в составе 29-й армии. Полковнику достались остатки 50-й и 53-й кавалерийских дивизий, которые он дополнил новобранцами и быстро обучил тактике молниеносных диверсионно-разведывательных рейдов, которые он отточил ещё в Испании. С 14 августа по 2 сентября кавалеристы Доватора совершили рейд по Смоленской и Брянской области, нанеся большой урон врагу, уничтожив 3000 солдат и офицеров, 200 автомашин, 10 танков. Немцы серьёзно оценили успехи Доватора и направили против него 2 пехотные дивизии, сняв их с фронта.

В сентябре - октябре кавалеристы вели тяжёлые бои у рек Межа и Лама в Тверской области, сдержав врага. А вскоре они отличились в боях на шоссе Белый - Ржев, прикрывая отступающую пехоту на волоколамском направлении. Конница Доватора появлялась внезапно в десятках километров от линии фронта, нарушала коммуникации, уничтожала штабы, склады, транспорт и живую силу противника. Поймать его было практически невозможно, ведь как только немцы начинали погоню, кавалеристы были уже в совсем другом районе, оставив после себя горящие склады. За эти бои Доватор стал генерал-майором, а его группа была переименована во 2-й гвардейский кавалерийский корпус.

Гибель легендарного кавалериста

В ноябре 1941 года корпус оборонял Истринское водохранилище и с боями отступил из Солнечногорска, зафиксировав максимальное продвижение гитлеровцев за всю войну. Немцы боялись его и как только проходил слух о действиях его группы в нескольких километрах, сразу поднимали боевую тревогу и даже назначили вознаграждение за его голову.

11 декабря 1941 года корпус был передислоцирован в район города Кубинки Московской области и до 19 декабря вновь сжигал всё на своём пути в 50-километровом тылу врага, выйдя в Рузский район Московской области, где находились силезские части Германской армии. Генерал вместе с полковником Тавлиевым решили по привычке осмотреть место будущего боя и внезапно были сражёны пулемётным огнём. Тавлиев погиб сразу, а Доватор скончался через несколько минут.

21 декабря 1941 года за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, генерал-майору Доватору посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Сейчас в странах бывшего Советского Союза множество улиц носят имя последнего великого кавалериста.