Найти тему
psy-cyber

О чем говорят номера ароматов

Похоже, цифровой принцип передачи информации сегодня затронул и духи: в их названиях вместо выразительных образов все чаще появляются числа. Почему парфюмеры предпочитают сухие цифры? Неужели «номер пять» звучит поэтичнее, чем слово «любовь»?

Возраст, рост, размер одежды, расчет доходов и трат – числа сопровождают нас всю жизнь. Они вносят в нее точность, упорядочивают, дают ощущение верности информации. Вписанные в графы ежедневника, помогают организовать рабочий день. Отмеченные в календаре, напоминают о днях рождения и назначенных встречах. Символы порядка, цифры вызывают у нас доверие. Порой мы даже назначаем себе счастливые числа-талисманы. Случается, некоторых цифр – например, 13 – мы опасаемся. «Это отголоски страха перед цифрами, пришедшего из глубины веков, – объясняет психолог Евгений Осин. – В древности люди приписывали числам магические свойства. Психолог Мария-Луиза фон Франц (ученица Карла Густава Юнга) пишет в своей книге, что в мифах разных народов есть идея о том, что лишь сверхъестественной силе – смерти, судьбе или божеству – доступно умение считать и точно исчислить все, от продолжительности жизни человека до количества волос на голове*.Поэтому числа вызывали у древних благоговение и страх». Обнаружив число на флаконе духов, мы не испугаемся, а будем заинтригованы: что бы это могло означать?

Коды доступа

цветочно-древесный 24 Faubourg с нотами гиацинта и сандала, Hermes; парфюмированная свеча 30 Montaigne, Dior; древесно-цитрусовый 154 Cologne с нотами ветивера и лаванды, Jo Malone; пряный Archives 69 с нотами паприки и ладана, Etat Libre d`Orage; шипровый 34 Boulevard Saint Germain с нотами герани и кардамона, Diptique.
цветочно-древесный 24 Faubourg с нотами гиацинта и сандала, Hermes; парфюмированная свеча 30 Montaigne, Dior; древесно-цитрусовый 154 Cologne с нотами ветивера и лаванды, Jo Malone; пряный Archives 69 с нотами паприки и ладана, Etat Libre d`Orage; шипровый 34 Boulevard Saint Germain с нотами герани и кардамона, Diptique.

В названиях многих ароматов цифры появляются по «адресному» принципу, который несет вполне ощутимое символическое послание. Например, парижский адрес 24 Faubourgизвестен во всем мире как местоположение головного бутика Hermès. Одноименный аромат – это лицо марки, ее полномочный посол, призванный запахом передать ценности и историю – многолетний путь от шорной мастерской до модного Дома, чьи шелковые платки и сумочки Kelly женщины передают по наследству дочерям. Горькие цветы24 Faubourg Hermès, сочащиеся золотым медом, с этой задачей прекрасно справляются. Примерно той же целью – увековечить адрес своей штаб-квартиры во флаконе духов, передать нам «послание в бутылке» – задавался основатель марки Etat Libre D’Orange Этьенде Суардт (Etienne de Swardt). Создавая аромат Archives 69, он не только хотел, чтобы мир узнал номер дома, где он творит свои скандальные парфюмерные композиции. Заодно Этьен решил создать аромат-провокацию – ольфакторный (обонятельный)образ Лолиты, греховного поцелуя и запретной сексуальности, воплощенной с помощью нот влажной замши и мускусного аккорда. И за географическую, и за провокационную составляющую названия духов несет ответственность число 69, с XVIII века означающее одну из позиций орального секса. На крышке духов, выпущенных в честь полувекового юбилея марки Diptyque, выгравировано название 34 Boulevard Saint-Germain. Оно же – адрес их первого бутика. А сама композиция духов – это история парфюмерного Дома, смешанная из нот ароматов-бестселлеров: инжирные листьяPhilosykos, почки черной смородиныL`Ombre dans L`eau, воздушная туберозаDo Son, пряности L`Eau.

Отметим, что адреса имеют еще один неоспоримый плюс для своих хозяев: другие марки не могут на них претендовать. Во времена, когда слов для названий ароматов у маркетинга уже не хватает, это преимущество. В доказательство – еще немного географии. Одеколон 154 Jo Malone означает номер дома на Уолтон-стрит в Лондоне, где косметолог и визажист Джо Малон открыла свой первый магазинчик – крошечный, собиравший длинные очереди из желающих побаловать себя маслом для ванны с запахом имбиря и мускатного ореха.

Название ароматов Parfums 06130 указывает на Грасс, это почтовый индекс французской парфюмерной столицы. Ароматы Carolina Herrera под номером 212 связаны с Нью-Йорком. С 1980 года здесь располагается штаб-квартира венесуэльской бизнес-леди Каролины Эрреры, прибывшей в Большое яблоко в поисках успеха. Число 212 –телефонный код самого престижного нью-йоркского района Манхэттена.

Дух истории

Другая область, в которой не обойтись без цифр, – история. Даты оснований и свершений должны стать достоянием общественности (и почему бы не в виде флакона духов?). Ведь уважение к исторической памяти – приоритет во всех культурах мира. Об этом прекрасно осведомлен Джеральд Гилен (Gerald Ghislain). Имена ароматов, созданных его парфюмерным проектомHistoires de Parfums, – это даты рождения личностей, оставивших след в культуре. Например, духи-афродизиак в честь Джакомо Казановы, соблазняющие гурманским сочетанием лакрицы, ванили и миндаля, названы по году рождения легендарного авантюриста – 1725. Аромат-плетка маркиза де Сада – сладострастная комбинация из пряностей и кожи – известен как 1740.Любая комбинация из четырех цифр, начинающаяся с единицы, воспринимается нами как год. Дальше мы начинаем додумывать: «Вероятно, это памятная дата? Время основания?» Чаще всего так и есть. Например, кофейно-пряный аромат 1270 французской марки Frapin отмечает дату первого упоминания семьи виноделов Фрапен в летописях Шаранты. А восточный аромат 1697 с нотами рома и розового перца – год обретения Фрапенами дворянского титула и герба. Так что, бесспорно, указание года – весьма лестный способ выбора имени. Старомодный пряный фужер 1869 Acca Кappa напоминает, что бренд еще с позапрошлого столетия снабжает мужчин продуктами для бритья. Или 1881 Cerruti – линия ароматов, апеллирующих к началу истории марки. В тот год три брата Черрути открыли небольшую мануфактуру в городке Биелль. Затем последовали признание их шерстяной ткани лучшей в Италии, начало пошива мужской одежды, успех в Голливуде: одежду дома Cerruti носили Шэрон Стоун в «Основном инстинкте», Джек Николсон в «Иствикских ведьмах», Ричард Гир в «Красотке». Безусловно, семейство Черрути – прекрасные портные, но отношения к ароматам это не имеет. Потому не будем обманываться: зачастую даты не имеют ничего общего с парфюмерным творчеством. И даже самая славная история не может заменить экспертных знаний в парфюмерии.

Тем приятнее отметить примеры вынесения в титульную строку «непрерывного парфюмерного стажа». Так, оманский Дом Amouageвыпустил ароматную пару Jubilation 25и Jubilation XXV, празднуя 25 лет со дня основания. А именитый французский ДомGuerlain создал духи с говорящим названием 180 Ans de Création в ознаменование180-летней истории творчества.

Любовь к порядку

Популярнее всего порядковые номера ароматов. Правда, частенько, словно едва научившиеся считать дошкольники, на цифре «пять» дизайнеры сбиваются (почему – об этом чуть позже). Также никто не хочет быть восьмым или шестым, все желают быть первыми. В наше соревновательное время «первый» подразумевает «лучший». Например, Clive Christian № 1, Parfums de NicolaiNumber One и Van Cleef & Arpels First – все они символизируют начало парфюмерного творения. Они словно долгожданные первенцы, чьими успехами родители гордятся. Однако парфюмер Пьер Гийом (PierreGuillaume), нумерующий духи ParfumerieGénérale, намеренно пропустил единицу: «Первый аромат я создал в подарок маме. Это аромат сладостей, о которых она мечтала в детстве, и он только для нее». Ароматы Пьера имеют также имена: «Номера – это мужской способ идентифицировать ароматы. На улице вы встречаете сотни людей, и вам нет до них дела. Но если кто-то улыбнулся – вам уже интересно, как его зовут. Так и с ароматами: пока вы к нему равнодушны, это лишь номер. Зато когда понравится, вы узнаете и запомните его имя».

Нарекать не только именем, но и номером –распространенное явление среди Домов, что улавливают поклонников не удочкой, но неводом. Парфюмерные линии, в которых есть ароматы на любой вкус, – чем не неводы? Порядковый номер, кроме имени, имеют десять эксклюзивных ароматов Pradaв одинаковых флаконах. Легендарная история с «пятеркой» мадемуазель Шанель известна многим. Алхимическая квинтэссенция, волшебный пятый элемент, рожденный из четырех стихий, настолько знаменит, что некоторые предприниматели отказываются использовать цифру «пять». Так, в ряду ароматов ODIN NewYork после фиалково-ирисового 04 Petranaпоследовал зеленый древесный 06 Amanu.Представители компании пояснили, что не хотят никаких аллюзий с «пятеркой» отChanel, чтобы избежать эстетических или юридических претензий. Кстати, копирайт – одна из наиболее объяснимых в последнее время причин использования чисел. Простых и запоминающихся названий на800 новинок в год просто не хватает.

Образы чисел

Иногда числа в названиях духов говорят сами за себя. Восточные ароматы серииMille et Une Nuits («Тысяча и одна ночь»)Armani Prive напоминают о сказках Шахерезады. Необычные духи Seven Sinful Scentsпредостерегают от семи смертных грехов. Имбирно-медовый аромат Five o´Clock auGingembre от Serge Lutens рассказывает о британской традиции чаепития. Но чаще всего задача усложняется, и чтобы понять имя аромата, требуется культурный багаж. Узнать, кто такой «третий человек» в Third Man de Caron, можно, лишь посмотрев одноименную криминальную драму Кэрола Рида. Духи Eau des 4 Voleursот l`Occitane будут особенно интересны прочитавшим легенду о чудо-формуле, которую изобрели четыре вора, безнаказанно обкрадывавшие зачумленные средневековые города.

Нуждается в расшифровке и загадочный логотип Maison Martin Margiela, состоящий из трех рядов чисел от нуля до двадцати трех. В прошлом году в этой таблице впервые обвели в кружок цифру 3. Это родился первенец парфюмерной коллекции, свежий аромат (Untitled) – сочетание зелени гальбана и не роли с прозрачным мускусом.

Надо признать, успешнее всех жонглировала числами Коко Шанель. Chanel № 19(недавно вышла его новая версия № 19Poudre) сначала должен был называться Сосо. Но в какой-то момент мадемуазель передумала и присвоила духам номер: «В честь даты моего рождения, 19 августа. По знаку Зодиака я Лев. И характер у меня львиный: чтобы защититься от нападок, я выпускаю когти».

Чтобы дополнительный смысл обрела золотая капля флакона 8 88, Comme des Garçons, нужно знать, что на Востоке «8» означает удачу, успех, достаток и благополучие. Недаром в Китае номера телефонов стоят тем дороже, чем больше в них восьмерок. Принципу сопоставления понятий с цифрами посвящены номера в названиях ароматов Йош Хан (Yosh Han) – парфюмера, ароматерапевта и мастера рэйки. Например, в лилейно-грушевом U4EAHH!2.43 (читается как «Эйфория») или пряно-цветочном зеленом Stargazer 7.71 каждая цифра в числе, по словам создательницы, что-то значит. Первая цифра – парфюмерное семейство аромата: 0 – древесный,1 – цветочный, 2 – гурманский, 7 – зеленый. Вторая цифра означает номер чакры, которую аромат активизирует: 4 – сердце,6 – область «третьего глаза», 9 – аура. Последняя цифра передает нумерологический смысл духов. Йош ищет смысл везде, даже ее имя в переводе с китайского значит «благоуханная».

У мистиков всех времен и народов существовали самые разные способы поиска тайного смысла слов и чисел – гематрия и абджадия, акшара-санкхья и изопсефия: в них буквам различных алфавитов присваивались численные значения, которые складывались для раскрытия «тайного смысла слова». Согласно традиции, тайные смыслы открываются тем, кто обогатил свой разум знаниями и опытом, кто настойчив и любознателен. Впрочем, современной парфюмерии ближе не мистический опыт, но скорее дух фантазии или же рационализма. Попробуйте, например, угадать (а если не удастся, найдите ответы в статье), что означают следующие названия: 41 Breaths отLenthéric, 21 от Costume National или Iris 39от Le Labo.

* М.-Л. фон Франц «Прорицание и синхрония. Психология значимого случая» (Б&К, 2002).