Легко делать простые правильные поступки. Перевести старика через дорогу, помочь ему донести торбу или отвести потерявшегося ребенка к маме. Куда сложнее совершать правильные деяния в условиях, когда сам не до конца уверен в их справедливости и окружающие в растерянности. Пуще, если ты священник, до вступления в сан обзаведшийся ребёнком, не зная про него и внезапно оказавшийся ему единственным родным человеком, а устав гласит безоговорочное изгнание, тогда дилемма морального свойства становится невыносимой. Надо выбирать, что важнее и правильнее, сохранение мнимой публичной святости или реального отпрыска.
Есть мнение, что покопавшись в множестве музыкальных жанров и найдя в них эталонные образцы мирового уровня, во французской музыкальной индустрии можно найти подобные, ничуть не хуже классики. То же самое касается и кино. Однако это всегда будет самобытное произведение, со свойственной лёгкостью и традициями родоначальников важнейшего из искусств. Отцовство в данном случае повторяет тему сонма картин христианского толка, сложности выбора священника и его прихожан, но имеет уникальные ноты, которые трогают душу и делают кино неповторимым.
Фильм рассказывает непростую историю святого отца Пьера Симона, наставника подростков, готового выслушать в любое время всякого из них. Он проповедует, перед чем обязательно готовится полночи из-за азартного желания сыграть партию в настольный футбол. И, в общем, достойно несёт слово божие в массы. Пьер долго шёл к этому, он дорожит достигнутым и не мыслит себя без выбранного поприща. Господь, как всегда случается, имеет личные планы насчёт каждого, в том числе и на Симона. Он будто нарочно подкидывает головоломку не только святому отцу, но и окружающим его людям. Сначала ребус кажется неразрешимым, но как только священнослужитель упрощает задачу до степени простого двузначного уравнения, проблема решается сама собой.
Французское кино тем и привлекательно, что самые мрачные закавыки преподносит с непринуждённым оптимизмом. Тут не исключение, зритель вполне осознаёт тяжесть выбора Симона, и в тоже время не грустит, напротив, начинает веровать в лучший исход. Отцовство снят, будто это делают братья Дарденн, только без фатального финала и острой социальной пики. Визуально, по крайней мере, сходство очевидно. Много естественного освещения, блуждающая на плече оператора камера и крупные планы с нескрываемыми эмоциями героев. Создаётся эффект полудокументального (это комплимент) фильма, отсюда и чувство присутствия.
Режиссёр, больше известен как монтажёр немногих лент, сумел точно сформулировать мысль о внутренней пертурбации протагониста, его поисках, сомнениях и облегчении. Он не впадает в крайности, не делает персонаж Грегори Гадебуа ортодоксом, но и не ваяет современным отче свободных нравов. Это прозаичная личность, решившая стать священником из-за матери, не имея мистических предпосылок, как часто представляется многим. Однако у него имеются воля и цельный характер, как у любого сельского жителя, которые не просто изменить. И нечаянное появление той, с которой 11 лет назад была связь, и от которой теперь наглядно созерцаешь собственное дитя, обескураживает, вводит в смятение, ибо привыкший жить в определённой схиме Пьер не готов даже представить иного. И в момент, когда Симон отпускает на волю эту догму, он становится по настоящему свободным и счастливым. Именно тогда и возникает понимание в истинном божьем промысле, истинном своём предназначении и настоящей святости.
Отцовство прекрасное французское кино с религиозной подосновой. Такое в сине-бело-красной редкость на большом экране. Сделан фильм так, что ни тени, ни упрёка, в сторону создателей, нет охоты наводить или отпускать. Достойная внимания тема, грамотный сценарий (особенно диалоги), постановка и вообще работа съёмочной группы. Озарение вряд ли случится, но пару раз станет не комфортно, от вопросов, которые начнёшь задавать сам себе.
P.S.: Ложь - это намеренное искажение правды, произнесенное лицу, имеющему право на правду.