Продолжая серию публикаций (на основе неопубликованных в Сети снимков), я решил отдельную тему посвятить Черному городу.
Как мне кажется, он достоин этого.
Ведь это был уникальный проект 150-летней давности, давший очень много Большому Баку. И я не о характерном амбре периодически накрывавшем городские районы.
Черный город обогащал Баку, привлекал трудовые ресурсы (достаточно вспомнить сколько известных поселков образовалось вокруг него), был локомотивом развития науки и производства...
Более того, именно для работы в Черном городе переезжали в Баку европейцы первой волны, притянувшие за собой людей с современными прогрессивными взглядами. Которые быстро превратили патриархальный азиатский городок в центр европейской культуры на обширной территории юга Российской империи.
Черный город
Сейчас наверное трудно представить, но до третьей четверти 19 века низина восточнее тогдашнего Баку была единственным зеленым местом в окрестностях города. Здесь располагались так называемые "городские выгонные земли".
На них пасся скот и размещались сады зажиточных горожан.
Единственным населенным пунктом на большой территории (вплоть до Старых Ахмедлов) было село Кишлы, жители которого и занимались в основном скотоводством.
Эту карту 1806 года я много раз выставлял, но покажу еще раз, чтобы было понятно о какой низине речь (Кишлы на ней далеко за границами карты):
Когда в Баку стали строиться первые заводы, они располагались в шаговой доступности от начавшего разрастаться города, иногда и внутри поселков. А так как город рос в основном в северном и северо-восточном направлении, то основная их масса располагалась там. Промзона в районе Монтина и Московского проспекта это отголоски тех времен.
Однако с началом капитального строительства за городскими стенами стали возникать проблемы — грязные дымные цеха никак не укладывались в план развития города.
Поэтому в 1870 году, губернскими властями было принято волевое решение — строить заводы на выгонных землях. В том числе на частных садах и пастбищах кишлинцев.
Но не ближе двух километров от Баку. (На плане Баку 80-х годов позапрошлого век это хорошо видно.)
Вокруг строящихся заводов стали возникать поселки: Эрзерум, УПД (Управление Промысловых Дорог), НЗС (НефтеЗаводСтрой) и т.д.
Черный город достаточно долго оставался отдельной городской агломерацией. И только с приходом Советской власти, когда частных застройщиков сменило государство, произошло слияние.
Если ориентироваться по парку Низами, который располагался приблизительно посередке Черного города, то сегодня он сам находится в географическом центре Баку.
Объекты Черного горда
Иллюстрация британского художника и журналиста Уильяма Симпсона, сделанная для газеты, показывают момент появления новых поселков в Черном городе:
Народный дом
Больница для нефтеработников
Черногородская церковь святого Ильи и дом Товарищества Нобелей
На месте церкви, в 1929 году появится рабочий клуб (позже ДК Шаумяна).
АТС
Черногородские
Детский сад Производственно-технического комбината
Воспитательницы и технички.
Сотрудники ВНИИОлефин на демонстрации
Тот же рабочий коллектив:
Музыкальная группа из ДК Шаумяна
1-я Черногородская / Михаила Баринова / Юсифа Сафарова
Михаил Баринов, хотя и родился Саратовской губернии, но приехал учится в Баку — окончил Бакинское техническое училище (1910). Город так его зацепил, что в 1921 вернулся столицу советского Азербайджана. Дорос до управляющего Азнефти (1926—1933) и даже побывал в этот период ректором Политеха (1928—1929).
В 1933 уехал на повышение в Москву, а в 1937-ом его расстреляли.
Что касается Юсифа Сафарова, то это инженер-нефтяник, Заслуженный инженер Азербайджанской ССР (1960), один из основоположников морского бурения, дважды лауреат Сталинской премии (1946, 1951).
Тоже был репрессирован и сослан в Сибирь. Повезло, что это произошло в 1952 году, поэтому уже через год возвратился к трудовой деятельности в Баку.
Кстати, отказался выступать свидетелем на суде против Багирова, который собственно и "устроил" ему ссылку.
Вообще, у Юсифа Сафарова странная судьба.
В 1961 году, он отправляется на научную конференцию в Тбилиси. Как уважаемому человеку, трижды орденоносцу, ему дают хорошее место в вагоне. Но он уступает его женщине с ребенком с верхней полки. Во время пути, кто-то дергает стоп-кран, поезд резко останавливается и Сафаров слетает с верхотуры получив серьезные травмы. Его парализует.
В 1963 году у него обнаруживается аппендицит. Операция проведенная в родной в больнице нефтяников оказывается неудачной и он умирает.
Курильщики из школы № 27
Одно время в Баку стало модно в старших классах шить себе модные костюмы и одевать в школу галстуки. Я хотя учился и пораньше этих ребят, но эту тенденцию захватил. Поражала она не всех, а только выпендрежников.
Ну а пачка "Родопи", больше для фарса, чем для дела, была обязательным атрибутом.
Похоже, что ребята на снимке, тоже подверглись этой "эпидемии".
Дворовая малышня
Еще дети:
Рядом с фонтаном
Учащиеся вечерней школы №60
Коренные жители
Школа № 147
Третьеклассники:
Те же в 1944-ом, в первом классе:
Потрясающие снимки с редким для того времени качеством.