Найти в Дзене
Музей Горгиппия

«Собачий поводок»: зачем мужчины в Древней Греции перевязывали крайнюю плоть

В античном обществе демонстрация мужской наготы была обычным явлением. Однако обнажение одной из интимных частей тела — головки полового члена — считалось крайне постыдным. Чтобы избежать этого, мужчины использовали тонкий кожаный шнурок, который называли кинодесма (от древнегреческого κυνοδέσμη, что буквально означает «собачья привязь» или «собачий поводок»). Этот шнурок плотно завязывали бантиком вокруг натянутой крайней плоти или перевязывали свернутую «стыдную» часть тела, тем самым скрывая головку. Иногда концы шнурка прикрепляли к одежде. Шнурок, которым перевязывают крайнюю плоть, они называют собачьим поводком Юлий Поллукс, грамматик и софист II в. н.э. Использование кинодесмы также позволяло естественным образом удлинить крайнюю плоть, что у греков считалась особенно красивым. Это заметно в скульптурных изображениях мужских идеалов античности. Считается,что чаще всего кинодесму повязывали спортсмены для защиты половых органов от травм. Одно из самых первых упоминаний о киноде

В античном обществе демонстрация мужской наготы была обычным явлением. Однако обнажение одной из интимных частей тела — головки полового члена — считалось крайне постыдным.

Чтобы избежать этого, мужчины использовали тонкий кожаный шнурок, который называли кинодесма (от древнегреческого κυνοδέσμη, что буквально означает «собачья привязь» или «собачий поводок»).

Этот шнурок плотно завязывали бантиком вокруг натянутой крайней плоти или перевязывали свернутую «стыдную» часть тела, тем самым скрывая головку. Иногда концы шнурка прикрепляли к одежде.

Шнурок, которым перевязывают крайнюю плоть, они называют собачьим поводком

Юлий Поллукс, грамматик и софист II в. н.э.

Использование кинодесмы также позволяло естественным образом удлинить крайнюю плоть, что у греков считалась особенно красивым. Это заметно в скульптурных изображениях мужских идеалов античности.

Считается,что чаще всего кинодесму повязывали спортсмены для защиты половых органов от травм.

Одно из самых первых упоминаний о кинодесме относится к V веку до н.э. Это произошло в сатировской драме Эсхила под названием «Феоры, или Истмийские состязания». К сожалению, от этой пьесы сохранились лишь небольшие фрагменты:

И вдруг гляжу — ни дать, ни взять, борцов толпа,
С подвязанными фаллами, как хвостики:
Как видно, ты для Истмий изготовился
И не ленился в здешних упражнениях.

Некоторые политики, ораторы и актёры также носили кинодесму во время публичных выступлений. Это подчёркивало их скромность и порядочность.

Прекрасный пример — статуя поэта Анакреонта с перевязанной крайней плотью кинодесмой.

Мраморная статуя Анакреонта. Римская копия II в. н.э. по греческому оригиналу V в. до н.э. Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека. Фото: Сергей Сосновский.
Мраморная статуя Анакреонта. Римская копия II в. н.э. по греческому оригиналу V в. до н.э. Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека. Фото: Сергей Сосновский.

В античном искусстве, особенно в вазописи, можно часто встретить изображения мужчин с перевязанной крайней плотью.

Одно из наиболее интересных изображений находится на аттической краснофигурной чаше-кратере, созданной мастером Евфронием в 520–510 гг. до н.э. На ней изображён молодой спортсмен, который собирается завязывать кинодесму. Левой рукой он оттягивает крайнюю плоть, а правой держит шнурок.

Изображение атлетов на краснофигурный кратере. 520–510 гг. до н. э. Государственные музеи Берлина. Фото: Google Arts & Culture.
Изображение атлетов на краснофигурный кратере. 520–510 гг. до н. э. Государственные музеи Берлина. Фото: Google Arts & Culture.

Похожий сюжет изображен на дне краснофигурного килика VI — начала V в. до н.э., приписываемого мастеру Онисимосу.

Изображение на дне краснофигурного килика. VI — начала V вв. до н.э. Музей изящных искусств Бостона. Фото: Wikimedia Commons.
Изображение на дне краснофигурного килика. VI — начала V вв. до н.э. Музей изящных искусств Бостона. Фото: Wikimedia Commons.

На краснофигурной столовой амфоре мастера Клеофрада, который работал в период с 505 по 475 год до н.э., изображены два юноши с копьями. У одного из них, того, что справа, повязана кинодесма.

Изображение на Аттической краснофигурной амфоре. 505 - 475 гг. до н.э. Государственный Эрмитаж. Инвентарный номер: ГР-4479.
Изображение на Аттической краснофигурной амфоре. 505 - 475 гг. до н.э. Государственный Эрмитаж. Инвентарный номер: ГР-4479.

Надевали кинодесму и участники симпосия — ритуального пиршества и комоса — ритуального шествия.

Зрелые участники комоса с кинодесмой. Изображения на краснофигурном аттическом сосуде.
Зрелые участники комоса с кинодесмой. Изображения на краснофигурном аттическом сосуде.

Эстетическое значение кинодесмы было не единственным. Греки полагали, что, когда плоть перевязана, человек не может возбудиться, предотвращается эякуляция и мочеиспускание, тем самым мужчина сохраняет свою внутреннюю энергию.

В Древнем Риме для достижения этих целей использовали хирургическую процедуру — инфибуляцию. Крайнюю плоть зашивали, оставляя небольшое отверстие для мочеиспускания, или вставляли в неё металлическое кольцо. Особенно часто эту операцию выполняли певцам, чтобы они могли сохранить голос, избежав половой жизни.

Литература: Frederick M. Hodges. The Ideal Prepuce in Ancient Greece and Rome: Male Genital Aesthetics and Their Relation to Lipodermos, Circumcision, Foreskin Restoration, and the Kynodesme // Bulletin of the History of Medicine. Volume 75: Pages 375-405, Fall 2001.