Все, наверное, знают этот нехитрый инструмент под названием "варган": металлическая скобка с гибкой пластинкой, которая прижимается к зубам и издаёт характерное «мюи, мюи…»
Под эти звуки как-то сразу представляется или якутский шаман, или кыргыз, или «друг степей калмык». Но уж точно не академический музыкант во фраке и с бабочкой.
И совершенно напрасно. В классической музыке Австрии времён Гайдна и Моцарта (вторая половина 18 века) есть и такое. Речь идет о концертах для варгана с оркестром.
Эта музыка звучит как первоапрельский музыкальный розыгрыш. Но на самом деле она написана очень серьёзным человеком по заказу другого серьёзного человека по вполне серьёзному поводу.
Прежде, чем рассказать об этом подробнее, немного о варгане.
Чудесная сила варгана
Точнее, о маультроммеле - так его называют в немецкоязычных странах (раз уж речь идёт об Австрии).
Немецкое название варгана maultrommel — от слов «рот» и «барабан». И игра на нём — это часть австро-немецкой фольклорной культуры от средневековья и до наших дней. Несколько лет назад эта традиция была была занесена в охранные списки нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
В Австрии ещё с XVII века были лучшие в Европе мастерские по изготовлению маультроммелей, например, в городе Мольне, где даже монумент ему есть.
В местном музее рассказывают, что 200 лет назад в австрийских деревнях все нормальные парни носили в кармане штанов две вещи: нож и маультроммель. Нож — на всякий случай, а маультроммель, чтобы вечером девушку выманить из дома.
И, якобы, в 1856 году католическая церковь даже запретила эту искусительную музыку, потому что как-то так получалось, что матерей в австрийских деревнях было значительно больше, чем отцов. Запрет, правда, был отменён через пару лет.
На варгане играли не только мужчины. В устах прелестных варганисток его особое звучание превращалось в зов сирены:
Карманный размер и незатейливая техника игры сделали варган популярным у бродячих музыкантов. Так, например, зарабатывал себе на жизнь юный Кристоф Виллибальд Глюк - будущий великий немецкий оперный композитор, когда в 15 лет ушёл из дома. Его носили в походных ранцах солдаты, чтобы было чем развлечься на привале.
Поскольку один варган издаёт только один звук (не считая более тихих тонов-призвуков - примерно как в тувинском горловом пении), особо продвинутые музыканты использовали сразу два, три, а то и четыре варгана, настроенных по-разному (в кварту, квинту или октаву) и ловко меняли их в процессе игры.
Легенды варгана
Среди любителей маультроммеля были и свои Паганини. Их искусство запечатлено в классической немецкой литературе и поэзии.
Вот, например, Франц Кох - переплётчик и варганист-любитель. Однажды в юности по дороге в Магдебург он угодил в цепкие лапы прусских армейских вербовщиков, и, не успев опомниться, стал солдатом с перспективой пожизненной службы. Хорошо, что он у него был с собой маультроммель и он умел отлично на нём играть!
Музыкальный талант Франца Коха прославил его не только среди однополчан. Слухи об удивительном гренадере-виртуозе дошли даже до Берлина, а именно до ушей короля Пруссии Фридриха Великого, который, как известно, хорошо играл на флейте и сочинял музыку 👇
Кох был вызван в Потсдам, чтобы продемонстрировать своё искусство королю. Каким-то образом он играл одновременно на двух варганах.
Этот момент запечатлён на картинке конца 19 века:
Восхищённый Фридрих II даровал Францу Коху пожизненное освобождение от воинской повинности и назначил небольшое денежное содержание. Этот случай открыл для бывшего переплётчика двери аристократических гостиных и послужил стартом для музыкальной карьеры.
Играл он всегда в затемнённой комнате и издавал какие-то совершенно неземные, нежнейшие звуки, доводившие слушателей до слёз.
Знаменитый немецкий писатель Жан Поль в одном из своих романов писал, что его игра отличалась от обычного звучания варгана так же, как "тонкий звон музыкальных бокалов отличается от колокольчика для прислуги".
Другой прославленный немецкий виртуоз (по основной профессии кондитер) - Карл Ойленштайн - исполнял довольно сложные музыкальные композиции на 16-ти (!) варганах, молниеносно их чередуя и достигая множество оттенков тембра.
Сам король Англии Георг IV кричал ему "браво", поэты посвящали ему оды. Вот, например, фрагмент из стихотворения Юстинуса Кернера "Об Ойленштайне, играющем ночью на варгане":
Что за звуки? Пчёл жужжанье?
Но ведь ночью пчёлы спят...
О! Теперь поют сильфиды -
Тихим хором вдалеке.
А теперь как будто арфу
Нежно тронул ветерок...
...
Из магических железок
Извлекает Ойленштайн
Звуковые наважденья,
Миражи иных миров.
Искусство Ойленштайна принесло ему заслуженную славу, но карьера его была недолгой из-за проблем с зубами. Было ли тому виной воздействие вибраций "магических железок", или скудное питание, о чём он писал в воспоминаниях - точно неизвестно. Но в возрасте 31 года он потерял свой "рабочий" передний зуб, отвечавший за контакт с варганом. И хотя лондонский дантист заменил его золотым протезом, Ойленштайну всё же пришлось переквалифицироваться в гитаристы.
Упомянем также Михаэля Космели (тоже немца), который в начале 19 века с успехом гастролировал со своими варганами в разных странах, в том числе, дважды - в России.
Кстати, в России варган тоже был очень популярен, и не только в народной среде. Играть на нём некоторое время было модно и в просвещённых кругах - об этом есть много упоминаний в русской литературе.
Вообще в 19 веке не было страны, где не играли бы на варгане.
Например, в США среди любителей варгана (по-английски jew's harp) был президент Авраам Линкольн. Он не только развлекался игрой на этом инструменте, но и использовал его в своей политической карьере.
В 1858 году он участвовал в борьбе за место в Сенате США от Республиканской партии. Во время дебатов с демократом Стивеном Дугласом он для пущей убедительности исполнил соло на варгане. Этот случай зафиксирован в одном из его академических жизнеописаний.
Увы, тут варган ему не помог, и выборы Линкольн проиграл.
Варган и церковь
На варгане даже ангелы играли. Это факт!
Вот, например, полотно второй половины 15 века, на котором один из музицирующих ангелочков развлекает маленького Иисуса игрой на этом инструменте.
Из этого следует, что и церковь не избежала очарования варгана.
В знаменитом 150-м псалме Давида, где он призывает славить Господа "звуком трубным, на псалтири и гуслях, на струнах и органе, на кимвалах громогласных", ничего не говорится о варгане. Но почему бы и нет? Искусные варганисты были и среди священнослужителей.
Самый известный из них - монах крупного бенедиктинского монастыря в австрийском Мельке по имени Бруно Глатцель.
Он достиг таких высот в игре на маультроммеле, что стал чем-то вроде культурной достопримечательности этого аббатства. Когда в 1765 году молодой император Иосиф II (тот самый, который считал, что в "Похищении из сераля" Моцарта "слишком много нот") заехал в монастырь, ему продемонстрировали искусство отца Бруно.
Император был очень впечатлён, и каждый раз, приезжая потом в Мельк, он приглашал талантливого монаха-варганиста, чтобы насладиться его волшебными «мюи-мюи».
Для таких ответственных выступлений отцу Бруно нужен был соответствующий случаю солидный репертуар. Поэтому он заказал главному органисту монастыря в Мельке семь концертов для варгана и струнных инструментов.
Этого органиста звали
Иоганн Георг Альбрехтсбергер
Это довольно звучное имя в истории музыки.
Альбрехтсбергер (1737-1809) имел репутацию лучшего органиста своего времени - Моцарт называл его игру образцовой - и впоследствии дослужился до поста первого органиста при дворе Иосифа II. Кроме того, он написал огромное количество музыки в разных жанрах, особенно много - церковной.
А главное - уже в зрелые годы он стал одним из двух самых авторитетных педагогов Вены (вторым был Сальери) и автором нескольких фундаментальных учебников по композиции, по которым впоследствии учились многие немецкие композиторы от Мендельсона до Брамса. Его коньком были самые сложные музыкальные науки - контрапункт и гармония.
У Альтбрехтсбергера прилежно учился полифонии и генерал-басу молодой Бетховен. И многому научился, что видно по его грандиозным фугам в поздних сонатах и квартетах.
Правда, строгий и педантичный Альбрехтсбергер довольно сдержанно - на троечку - оценивал таланты своего ученика. И даже когда Бетховен стал уже самым знаменитым композитором Вены, он всё равно относился к его музыке скептически.
Подавляющая часть сочинений Альбрехстбергера лежит в архивах. В концертной практике остались только его концерты: для арфы, тромбона и для варгана.
В одну телегу впрячь не можно?
Концерты Альбрехтсбергера, написанные для отца Бруно (из семи до нас дошли только четыре) - это самое странное, что есть в музыке XVIII века. Даже ангел с варганом смотрится естественнее, чем варган со струнным ансамблем.
Возможно, Альбрехстбергера увлекала сложность задачи. Ведь ему нужно было не только решить проблему несовместимости тембров. Требовалось также вписать уличный варган в изысканный музыкальный интерьер галантного стиля и как-то замаскировать техническую отсталость "магической железки", способной воспроизвести только один тон.
К примеру, для того, чтобы сыграть простую гамму из семи нот, варганист должен последовательно и очень быстро сменить семь варганов.
Фактически, эти концерты не для варгана, а для варганов. Для исполнения сольной партии их понадобится от четырёх до семи. А композитор должен как-то так исхитриться, чтобы написать для солиста привлекательную мелодию не более, чем из 3-4-х нот. Причём не меняя тональности во всех четырёх (или трёх) частях концерта.
Кроме того, варган звучит довольно тихо и легко заглушается даже одной скрипкой. Поэтому сопровождающий его струнный ансамбль должен учитывать это обстоятельство и постоянно играть как бы вполголоса.
В современных записях проблема звукового дисбаланса решается подзвучкой варгана, что, конечно, не очень аутентично.
Кстати, эти концерты на самом деле не для одного, а для двух солистов. В помощь ограниченному в возможностях варгану Альбрехстбергер даёт клавесин, виолу да гамбо или мандору, в разных концертах по-разному. Они заполняют мелодическими узорами все вынужденные пустоты в его немногословной партии.
Мандора - это миниатюрная и сильно упрощённая разновидность лютни, по звучанию она напоминает гитару.
Когда слушаешь это сочетание серебряного звона струн мандоры и редких, но веских "мюи-мюи" варгана, как-то невольно приходит на память картина Василия Пукирёва "Неравный брак".
Как ни старается Альбрехтсбергер подружить галантное с сермяжным, в одну телегу они впрягаются со скрипом. Но эксперимент интересный. К тому же несколько минут хорошего настроения вам точно обеспечены.
В этом ролике - очень бодрый Менуэт (3 часть) из концерта Альбрехстбергера для варгана, мандоры и струнных фа мажор.
И ещё - важное
Поскольку просмотр ютуб-роликов доступен не для всех, и ситуация ухудшается, я буду публиковать их отдельными видео на Дзене, а также на моём 👉 телеграм-канале, где, кстати, не мешает реклама. Там другие тексты (короткие) и много музыки. Всех приглашаю подписаться! 🌺
Музыкальные иллюстрации к этой статье:
на Дзене 👉здесь
на телеграм-канале здесь👇