Громкие автомобили и мотоциклы, нарушающие покой городских улиц и дворов, надоели многим. Недавно в Госдуме предложили увеличить штраф за превышение уровня шума на дорогах с 500 рублей до 25 тысяч рублей. Как к такой инициативе отнеслись иркутяне? Кому мешает шум, как часто штрафуют за такую провинность и распространена ли вообще у нас в городе громкая автомобильная культура? Об этом мы спросили у иркутских автолюбителей и представителей Госавтоинспекции.
Сейчас передвижение с использованием слишком громкой выхлопной системы наказывается штрафом в 500 рублей. Это предусмотрено ГОСТ Р52231-2004 и статьёй 12.5 КоАП РФ (часть 1). Предел допустимого шума для легковых автомобилей и мотоциклов составляет 96 децибел, для автобусов и грузовиков — до 100 децибел. Если нарушение зафиксировано впервые, то водитель может отделаться предупреждением.
Инициативу об увеличении штрафа за превышение допустимого уровня шума на дорогах выдвинул Координатор Московского городского отделения ЛДПР Роман Крастелев.
— До недавнего времени бороться со слишком «шумными» авто- и мотовладельцами было сложно технически. Не было необходимой аппаратуры, которая делала бы замеры и выделяла слишком громкое транспортное средство в потоке машин. К счастью, сейчас ситуация меняется в лучшую сторону. В Москве уже появился экспериментальный комплекс для измерения шума проезжающего транспорта, были сделаны первые замеры на Чистопрудном бульваре. Таким образом, у технической стороны вопроса появилось решение, — рассказал Роман Крастелев РИА Новости.
«Для мотоциклистов громкий выхлоп — необходимость»
Однако на практике это не всегда работает, тем более, в регионах. В управлении Госавтоинспекции по Иркутской области журналисту IRK.ru пояснили, что в распоряжении инспекторов есть шумомеры, но поймать в моменте нарушителя сложно, к тому же, для измерения уровня громкости необходима лабораторная тишина, а не условия улицы.
— За текущий год было зафиксировано 152 нарушения по Статье 8.23 КоАП РФ («Эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума»). Из них 100 случаев приходится на город Иркутск. — рассказали нам в управлении Госавтоинспекции по Иркутской области. — Отметим, что деления по категориям «шум» или «дым» не ведется, но 99% нарушений — это штраф за дым. В целом, у нас глобальной проблемы с шумными машинами нет, бывают только единичные жалобы.
Председатель «Союза автомобилистов Сибири» Алексей Шабанов отметил, что громкие автолюбители все-таки усложняют жизнь иркутян.
— Думаю, что Госдума услышала жалобы людей. Представьте ситуацию: горожане ложатся спать, укладывают детей, пожилым часто тяжело уснуть. У многих вернувшихся из зоны боевых действий — бессонница. Я сам в августе вернулся с СВО, у меня нарушен сон. А тут только уснешь – и выхлоп раздастся. Ты подскакиваешь и потом не можешь уснуть. Шумные автолюбители не понимают, что люди отдыхают. За такое, думаю, мало 25 тысячами рублей отделаться, — считает Алексей Шабанов. — Кто чаще всего шумит? Это молодежь хайпует, им это в кайф. Они ездят по ночам, поэтому поймать их сложно, к тому же, у ГИБДД не хватает личного состава и технических средств, чтобы контролировать нарушения. А мотоциклиста с шумным выхлопом поймать еще сложнее, да и небезопасно за ними в погоню бросаться.
Сами мотоциклисты отмечают, что громкий выхлоп у их железных коней — это не прихоть, а необходимость.
— Шумовой эффект необходим для безопасности, ведь мотоциклистов и так часто не замечают на дороге, а это помогает хотя бы нас услышать, — говорит иркутский мотолюбитель Александр Т. — Знаете, сколько раз в день автомобилисты чуть не сбивают мотоциклистов? Просто из-за того, что не видят. Зачастую ДТП удается избежать только потому, что мы успеваем среагировать и уйти от столкновения.
Однако если днем шум от мотоциклов еще оправдан желанием их владельцев обезопасить себя, то ночные мотогонки часто тревожат горожан. Иркутянка Светлана П. живет в Академгородке и периодически страдает от лихих байкеров.
— Наш жилой комплекс расположен между Старокузьмихинской и Мелентьева. Обе дороги хорошие, поэтому по ним любят ночью гонять байкеры. После таких заездов просыпается весь подъезд: лают собаки, срабатывают сигнализации на машинах, — рассказывает иркутянка. — Летом, когда окна приоткрыты, ситуация усугубляется. Соседи с маленькими детьми жалуются, что малыши просыпаются.
«Против кого боремся?»
Иркутянка Наталья А. – участница одного из городских автоклубов. Девушка объясняет, что для мощных спортивных автомобилей громкий выхлоп – это необходимость, чтобы улучшить отведение выхлопных газов, проще говоря, чтобы двигатель не «задохнулся».
— Но когда речь идет о маломощных стоковых автомобилях с прямотоком, то это просто понты, попытка сымитировать, что у тебя гоночная тачка, — говорит Наталья. — Обычные машины, которые привозят в Россию или же производят у нас, соответствуют нормативам по звуку, поэтому их владельцам нет никакой необходимости что-то с выхлопной системой делать. Мощные спортивные машины с завода, конечно, более громкие, но если они кому-то мешают или не соответствуют нормативам, то их либо не должны поставлять в Россию, либо как-то дорабатывать до стандартов. Но ведь это не задача местных контролирующих органов, это вопрос надо решать на другом уровне.
Что же касается возможного увеличения штрафа, то у меня сразу возникает вопрос: какова цель нового закона? Насколько предложенный способ борьбы с нарушениями будет эффективен для достижения этой цели? Против кого таким образом хотят бороться? Против стоковых автомобилей и двадцатилетних пацанов на жигулях? Они мешают, когда гоняют по ночам где-нибудь во дворах, но я думаю, с этим можно бороться по-другому. Например, с помощью Статьи 12.5.1 («Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена» - прим.ред.). Если владелец не устранил нарушения, то автомобиль могут поставить на штрафстоянку и все, он свою машину не получит. Я считаю, что намного больше во дворах мешают те, кто просто приезжают, открывают двери, слушают музыку на полную громкость, пьют пиво, дерутся, выясняют отношения.
Наталья подчеркивает: она не оправдывает нарушителей.
— Я взрослый человек, у меня есть ребенок, прекрасно понимаю, что людям шум по ночам мешает. Но для решения этой проблемы я считаю, что надо не штрафы увеличивать, а развивать автокультуру, культуру в обществе. Целью наказания должно быть сокращение случаев нарушения, а не просто отчет о количестве пойманных, — говорит иркутянка. — Получается, что увеличением штрафа мы пытаемся бороться только с какими-то «самоделкиными» — дерзкой молодежью на «допиленных» тачках. Но они, скорее всего, не испугаются наказания в 25 тысяч, а просто будут либо прятаться, либо давать взятки. Горожанам легче жить от этого не станет.
«Автолюбители должны осознавать свою ответственность»
Иркутский автолюбитель Григорий С. отмечает, что по его наблюдениям сейчас машин с громким выхлопом стало в разы меньше.
— Возможно, люди выросли и до них дошло, что просто «громко» — это не всегда хорошо, а может, стали меньше заниматься машинами и увлекаться механикой. К тому же, у нас в городе не так развита эту культура, в отличие от Москвы, например. Я считаю, что если выхлоп сделан качественно, с расчетом, правильно подобранными комплектующими (коллектором, резонаторами, банками), то почему бы и нет? Как правило, такой вариант спортивного выхлопа и не будет слишком громким.
Григорий замечает, что владельцы машин с громким выхлопом должны осознавать свою ответственность перед обществом.
— У меня был автомобиль Toyota Mark II и там выхлоп был наполовину грамотный, наполовину не очень (коллектор и приемка стояли стоковые, а от приемки до конца был уже спорт), – рассказывает автолюбитель. — Но сам диаметр спортивной части был адекватных размеров, плюс стоял резонатор и банка с омологацией JASMA (японский стандарт регулировки громкости выхлопа). Звук был басовитый на низах, а на высоких оборотах звенел. Меня не напрягало ездить с таким выхлопом каждый день, однако ночью и во дворах я старался кататься на холостых или на низких оборотах, чтобы людей не будить. Окружающих все устраивало: я ни разу не получил по этому поводу ни одного штрафа от гаишников или замечания от соседей.
К правильному громкому выхлопу, как и к правильной тонировке, у меня нет претензий: кому нравится, пусть делает. Главное – адекватный подход и чувство эстетики. Я считаю, что всех под одну гребенку тянуть нельзя. Я бы выписывал штрафы, предписания и лишал регистрации машины за громкий выхлоп, но только если, условно говоря, едет какое-нибудь старое гнилое «ведро», когда состояние машины прямо кричит об отсутствии адекватности владельца. Но я понимаю, что на практике такое избирательное штрафование сделать невозможно.<\p>