Пантелеймон Кулиш – признанный лидер украинского движения 60-х гг. XIX века, считавшийся в определенных кругах символом украинского сепаратизма, и совсем напрасно. Иногда пристрастный, но всегда прямой, искренний, он резал правду-матку и тем наживал себе идеологических врагов с разных сторон. В своем письме от 27 марта 1876 года к Александру Барвинскому, одному из лидеров галицких народников, Кулиш писал (письма Кулиша включены в качестве дополнения к воспоминаниям самого Барвинского):
«Любий друже Олександре!
Хотів був оце весняне писаннячко послати до «Правди», та через ляхів не зосмілиться «Правда» таке напечатати, а Ви печатайте, коли до вподоби, в буковинському альманасі, которому все-таки не видумали єсте кращого ім’я, як Рущина. Нехай би в сій назві розумівся стяг, поставлений Руссю у своєму Покутті. Як настане такий час, що вся руська земля збереться під одну власть, дак була б тоді слава, що про се дбала русинська інтеллигенція. Ось, бачте, царь змінявся з Японією за остров Сахалин дрібними островцями. А по чім знати, чи не зміняється він колись із Вашим цісарем, давши йому частину польскої землі за сей древній руський шматочок? Не думаю, щоб руську землю, де б вона ні була, став руський царь завойовувати. Война за свою землю – порок, а не доблесть руської сили. І тоді, як ще було дуже темно в Московщині, не схотіла півночня Русь воюватись із ляхами за Русь полуденну, хоч року 1625 були вже з Києва в царя посли з проханнєм, щоб притулив Малу Россію до Великої. Мудро царські думні бояре не поквапились на таку здобич, а ждали, поки вся Мала Россія прийде до єдиної думки і волі. То тепер і надто не личило б кріваве діло самому гуманному з європейських монархів»
Перевод:
«Дорогой друг Александр!
Хотел было это весеннее писаньеце послать в «Правду», но из-за ляхов не осмелится «Правда» такое напечатать, а Вы печатайте, если понравится в буковинскому альманахе, которому все-таки не придумали лучшего имени, чем Рущина. Пусть бы в этом названии подразумевался стяг, поставленный Русью в своем Покутье. Как настанет такое время, когда вся русская земля соберется под одну власть, вот это была бы слава, к которой так стремилась русинская интеллигенция. Вот, смотрите, царь поменялся с Японией мелкими островами на остров Сахалин. А кто знает, не поменяется ли он когда-нибудь с Вашим цесарем, дав ему часть польской земли за этот древний русский кусочек? Не думаю, чтобы русскую землю, где бы она ни была, стал русский царь завоевывать. Война за свою землю – порок, а не доблесть русской силы. И тогда, как еще было очень темно в Московщине, не захотела северная Русь воевать с ляхами за Русь южную, хоть в 1625 году были уже из Киева у царя послы с просьбой, чтобы присоединил Малую Россию к Великой. Мудро царские думные бояре не позарились на такую добычу, а ждали, пока вся Малая Россия придет к единой мысле и воле. А теперь и вовсе не годилось бы кровавое дело самому гуманному из европейских монархов».
Кулиш писал это и не подозревал, как все будет переворачиваться внутри от таких слов у Барвинского. После следующего письма в таком же духе, Барвинский прервет переписку с Кулишом. Переписка возобновится только через 3,5 года. Но «Любий друже Олександре» уступит место для обращений типа «Милостивый Государь» и «Високоповажний Пане». Тем не менее, и в преклонных годах Барвинский будет склоняться перед Кулишем как лидером украинского движения 60-х гг.
Еще небольшие пояснения.
Кулиш жил на Украине в Российской империи. Барвинский – в Галичине в Австро-Венгрии. «Правда» - галицкая газета народнического направления. Галичина была фактически тогда в руках польских магнатов и чиновников. Народники – течение, стремившиеся интегрировать галичан с Востоком Руси в рамках украинского проекта (от Сяна до Дона). Буковина – русская территория, долгое время находившаяся под властью Молдавии, в настоящее время ассоциируется с Черновицкой областью. Поляки не имели в Буковине сил, поэтому Кулиш и советует там писать свое, очевидно, антипольское «писаньеце». Покутье – земля, расположенная к северо-западу от Буковины. Кулиш сливает Покутье и Буковину в одно. «Самый гуманный из европейский монархов» - русский царь Александр II. Письмо опубликовано: Олександер Барвінський. Спомини з мого життя. Частини перша та друга. Нью-Йорк-Київ, 2004. С. 186.