Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Плоды успеха в поле отношений: инфотренды, инфоцыгане и реальные возможности продвижения экспертов

Куда идти, чтобы о нас узнавали и выбирали как специалиста и бизнес-партнера? В СМИ, соцсети, мессенджеры? Где именно будет больше успеха и продаж? На самом деле цифровые алгоритмы и рекламные кампании эффективны лишь отчасти. Как бы ни развивались инструменты и площадки для личного и бизнес-продвижения, на всех действуют общие принципы восприятия человека другими людьми - аудиторией. Главные из этих принципов - доверие, симпатия и умение быть в контакте.

"Уверенный не лжет, хотя может ошибаться"

Мы так устроены, что доверяем гораздо больше тем, кто сам в себе уверен. "Уверенный не лжет, хотя может ошибаться", - примерно так думает наш мозг. То есть неуверенность мы воспринимаем как "ложь", пусть и неявную. И считываем ее на бессознательном уровне - по микромимике, интонации, неосознанно начинаем сомневаться в собеседнике, партнере, чувствуем безотчетную тревогу. Так же поступают другие, когда видят нашу неуверенность. Поэтому когда мы не доверяем собственным знаниям, опыту и экспертности, другие нас подсознательно забраковывают как "лживого" или "мутного". В итоге побеждают люди, которые знают и умеют меньше нас, но беззаветно обожают и настойчиво продвигают себя и свои достижения.

-2

"Как понравиться другим, если я себе не нравлюсь?"

Если мы часто собой недовольны, причем даже в моменты успеха, значит у руля нашего бизнеса и экспертности стоит наш Внутренний критик. Он часто необъективен, поскольку является собирательным образом недовольного взрослого, который встроился с детства в нашу психику. Внутренний критик есть у всех, это стандартная форма критического мышления, которую мы представляем как "авторитетного большого человека". Причем, чем чаще критиковали нас в детстве папы, мамы, дедушки или бабушки, педагоги или тренеры, тем больше власти у Внутреннего критика. Иногда он просто огромен и выглядит как садист-маньяк, которому все не нравится и он истязает нас нравоучениями, насмешками и унижениями, заставляя сомневаться в каждом чувстве, решении и выборе. Классический невроз изнутри выглядит именно так. Хорошая новость в том, что с критиком можно разобраться. Первое - понять, что это он у нас на службе, а не мы у него. Второе - что у критика нет своей личности, есть набор команд и токсичных фраз из лексикона прежних "оценщиков", которыми он нас до сих пор подстегивает. Третье - что критик возник как олицетворение внешней социальной оценки и является воплощением стыда и вины. Для чего стыдить и винить себя изнутри - непонятно, особенно если снаружи все нормально. И самое главное - Внутреннему критику невозможно понравиться, потому что у него одна функция - ругать и критиковать! Вся радость и счастье от того, что мы делаем, принадлежит другой части нашей личности - Внутреннему ребенку. Вот ему и нужно понравиться, чтобы и другие люди увидели эту радость от наших достижений. Ради эксперимента попробуйте начать радоваться всему, что делаете. Даже мелочам. Одновременно с этим Внутреннего критика отправьте в отпуск или увольте, хотя бы на час или на день, потому что оценивать себя, взрослого и экспертного, глазами старых школьных учителей или ворчливых пенсионеров, которые понятия не имеют о том, кто вы здесь и сейчас и чего вам все это стоило, - это как минимум необъективно.

-3

"Творческий человек - ребенок, который выжил"

Внутренний ребенок - это воплощение нашей природной творческой свободы и жажды исследовать мир. Но если раньше, когда мы были и правда маленькими, она выражалась в рисовании на обоях, совании пальцев в розетку и доверии к бродячим собакам, то теперь все иначе. Проявляться, интересоваться, учиться, исследовать, перенимать опыт, наслаждаться каждым результатом работы, бизнеса, да и самой жизнью - вот что он хочет, знает и умеет. И он все еще готов этим проявляться внутри нас. Внутренний ребенок - искренний и смелый, любопытный и живой центр нашего "Я". Именно он вступает в контакт с новыми людьми, едет в путешествия, затевает проекты и с удовольствием творит новые продукты. Да, он может ошибаться, но у него все ключи от успеха - потому что именно он знает: жить, быть живым, проявленным, искренним и полным энергии - уже успех.

Магия контакта: черная и белая

Ну, допустим, мы научились себя поддерживать через проявление Внутреннего ребенка и укрощение Внутреннего критика. Нравимся себе, нравимся другим, хотим рекламироваться и получать внимание аудитории к своим услугам и продуктам. Но есть еще одна часть головоломки. В царстве современных рекламных и PR-технологий сейчас большой кризис. Так было и так будет еще не раз, когда старое уже не работает, а нового еще не придумали или его слишком, хаотично много. Если еще 10 лет назад было достаточно пару раз выступить на ТВ и дать интервью федеральному изданию, сейчас нужно говорить о себе как можно больше на как можно большем количестве площадок, просачиваться в каждую щель, и в этом конкурировать с массой других специалистов и предпринимателей. Поэтому так сложно продвигаться новым экспертам или тем, кто решил освоить незнакомую нишу. Слишком много всякой всячины. Слишком много информации во всех формах. Людям непонятно, что завтра будет в тренде, а что канет в забытье. Поэтому для раскрутки себя собственной уверенности нужно еще больше, в разы больше чем у конкурентов. Но - без обмана, просто, понятно и полезно,через хороший мэтч с аудиторией. И здесь работает особая магия отношений - искусство контакта через самопредъявление. Как всякая магия она бывает черная и белая.

Белая - это про искренность и полезность, честную и прямую позицию, когда все разумно и понятно, начиная от товара (услуги) заканчивая их ценностью и ценой.

Черная - про игры на дефицитах и болях людей, заигрывание с потребностями и их подменой, когда ценность обещана завтра, а ценник неадекватно задран уже сегодня.

Черная магия контакта с аудиторией - это когда эксперт или бизнесмен с экрана совсем не тот, кем кажется. У него в арсенале вместо честной истории успеха приемы из КВНа и переодевание в "звезду": брендовые вещи и украшения, богатые интерьеры и авто, обещания быстрых результатов или доходности. Если история такого персонажа уж сильно похожа на сказку - ущипните себя прежде чем покупать курс или товар.

-4

"Клара у Карла украла Картье"

Магия "черного" продвижения в том, что аудитория просматривает за шикарной картинкой вполне обычного и недалекого человека, который как-то "поднялся" и теперь "делится" частью своего успеха через знания или продукт. Он/она как бы обещают: "Смотри какие фишки есть! И ты можешь, я же вчера только школу закончил, полы мыл, и вон как быстро получилось". Это очаровывает и шокирует, берет "на слабо" и все еще работает в сфере продаж: так рождаются волны спроса на треш-товары, выстреливают королевы марафонов и другие гротескные истории. Более того, все инфоцыганство со времен Лисы Алисы и Кота Базилио продвигается по этой схеме.

Без масок и маньяков

Белая магия контакта человека с человеком - в медиа, переговорах, в обычной жизни - в том, что на первом месте стоит реальная личность, а не социальная маска или функция. Настоящий успех - это не маниакальная форма нарциссизма, а реальные плоды труда и интеллекта. И самое главное - даже в высоком статусе и при хороших доходах человек остается человеком. Его успех служит людям, направлен на создание новых рабочих мест, улучшение среды, отношений, а не наоборот. Аудитория видит, что перед ней не одержимый персонаж из триллеров, зацикленный на цифрах и ценниках, а вменяемый и доступный для общения эксперт, и к своему бизнесу он относится здраво, ответственно и по-хозяйски.

Именно поэтому не стоит приукрашивать себя для съемок в рекламе и вести отфильтрованный "Хвастограм". Аудитории интересны разные люди. Мы в своей жизни общаемся с друзьями, коллегами, родственниками - далеко не все они похожи на звезд с "красной дорожки". Но они нам важны, ценны. Вот и нужно брать это на вооружение, работая над собственным имиджем. Мысли "вот постригусь, покрашусь, приоденусь, сделаю пластическую операцию" отдаляют от успешного старта и говорят о неуверенности в себе. На самом деле именно уверенность в том, что мы настоящие интересны и нам есть что сказать открывает внутреннее обаяние, позволяют раскрыться перед аудиторией, обрести симпатию и доверие. Быть молодым и демонстрировать с экрана горящие жадные глаза сегодня необязательно. Жизнь не такова, накачка "позитивным мышлением" больше не работает, ее раскусили как гнилой орешек. Адекватность и опыт - вот что сегодня реально ценится, особенно там, где важна экспертность. Особенно если вы преподаватель, психолог, бизнесмен, ученый.

-5

Найти свою стаю

Мы - социальные существа. Эксперт или бизнесмен-одиночка рискуют остаться без аудитории и доходов, если они не выбирает людей и контакт с ними. Страх социума - еще один тормоз на пути к успеху. Чтобы его преодолеть важно понять - мы и правда не можем нравиться и быть полезными всем на свете. Но свою стаю, свою нишу, свою аудиторию найти реально. Посмотрите на пять своих коллег, пять своих постоянных клиентов, пять друзей. "Мы - среднее арифметическое из 5 человек, с которыми мы общаемся больше всего" - сказал как-то Джим Рон, бизнес-тренер Билла Гейтса. Кто они - эти люди, почему вы им нравитесь, а они - вам, что вы им даете, а что берете у них? И новые пять человек будут точно такими же, если вы будете делать то же, что делали раньше. Можно рискнуть и расширить свою стаю. Или выбрать другую. Мы выбираем - нас выбирают. Только и всего.

Автор: Екатерина Тушкова
Психолог, Гештальт подход

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru