Памир – не только крыша мира, но и гроб без крышки, очень многие остаются здесь… Я лег на землю, обнял Памир и благодарил горы, ветер и песок за то, что они есть и позволили стать их частью – так написал в своем отчете о невероятном приключении наш друг – велопутешественник Александр Москаленко. Подробности двухколесного покорения вершины в этом материале.
Год от идеи до воплощения
Идея поехать на Памир появилась лет шесть назад. Стал изучать вопрос в интернете. Истории о нем очень разнились, поэтому сложно было понять, что же там ждёт велосипедиста.
Но мысль не отпускала. В прошлом году я проехал Узбекистан от Ташкента до Бухары и обратно. При этом, обратный путь проложил через горы, которые разделяют Узбекистан и Таджикистан. Поднявшись на высоту 2700, я увидел на горизонте вершины Памира и почувствовал зов. В тот момент решил, что ровно через год точно окажусь там.
Путешествию предшествовало море подготовки. Физической и технической. По счастливой случайности мы познакомились с Максимом Казанцевым, который тоже планировал отправиться на Памир, и стали готовиться вместе.
Это были практически ежедневные тренировки. Езда на длинные дистанции до 600 км за один подход, бег в специальной маске, имитирующей гипоксию. Даже в рабочем кабинете, где я один, специально перекрывал вентиляцию, чтобы даже во время работы ощущать пониженный уровень кислорода.
Суровая реальность
Для понимания, у обычного человека может произойти гипоксия и кровоизлияние в мозг на высоте 3500 метров. Мы половину пути двигались на высоте 3800 - 4200 метров. И если Максим был подготовлен, то моё прохождение этой высоты я воспринимаю как Божественное проведение.
Мы выбрали для путешествия конец июля – август – по заверениям прошедших Памирский тракт, это лучшее время для велосипеда. Однозначно можно сказать, что в любое время года здесь будут свои прелести и опасности. Пока мы поднимались на высоту от Душанбе, нас сопровождала температура воздуха +45. Пиковая была +53. Памир, который формально начинается от Хорога, - это высокогорная пустыня со всеми вытекающими. Солнцепёк днём и мгновенное похолодание до -6 с заходом солнца. Штормовые пронизывающие ветра, которые начинаются обычно с обеда. Поэтому до обеда нужно было проскочить как можно больший участок.
Самая высокая точка (ради которой было всё затеяно) - перевал Ак-Байтал (Хушанг) - высота 4655 метров. На высоте 3800 метров неожиданно появлялись очень кусающиеся мухи и оводы. Они свирепствуют до обеда, но потом, благодаря сильному ветру, исчезают. Вечером, при отсутствии ветра прилетают комары. Репелленты можно не брать, достаточно крутить педали быстрее.
В планах было проходить в день не больше 70 км, чтобы акклиматизация происходила постепенно. Но мы гнали примерно по 150 км в день. И я получил последствия: слишком быстро поднялись на вверх, и на высоте 4200 кислород у меня в крови упал до 63%, в то время как у напарника он был выше 90%, благодаря тому, что Максим был подготовлен.
Решил вопрос переводом тела в режим энергосбережения, научился этому в долгих путешествиях.
Поэтому, если вы не акклиматизированный, то двигайтесь так, как двигается большинство туристов - 60 км в день. Если вы акклиматизированный спортсмен, можно двигаться без палатки, проложив маршрут от хостела до хостела и гнать, что есть мочи.
Не пытайтесь взять Памир с кондачка. Готовьтесь и тренируйтесь. Проходите акклиматизацию.
Багаж: меньше, да лучше
Иностранцы едут на очень груженных байках. Мы с Максом были относительно налегке. Ожидая дикого холода в горах, я набрал много тёплых вещей. По факту имеет смысл взять дождевик или ветровку с виндстопером: на спусках по серпантинам ветер пронизывает до самых косточек.
Незаменимым, как почти в каждом моём походе, стал дождевик Dragonfly. После перевала Ак-Байтал начались ледяные ночи. Стоило солнцу уйти за горизонт около 7 часов вечера, как температура воздуха с +30 резко опускалась ниже нуля, а штормовой ветер дул, начиная с обеда. Мембрана дождевика отлично тормозила ветер и не позволяла замёрзнуть. А в предпоследний день пути я попал под грозовой ливень в горах, который продолжался полдня. И снова выручил дождевик.
Тёплая жилетка от DF сыграла роль домашней одежды, когда прохладным утром и холодным вечером мы ходили по лагерю. Тепло, уют и универсальность – то, что надо! Велоформы у меня было два комплекта. До Памира использовал короткий вариант бибов (велотрусы на лямках), на Памире - удлинённый.
Люди добрые
Таджикистан – очень гостеприимная страна. Таджики постоянно повторяли при встрече "Таджик и русский - братья навсегда!". Они всегда относились к нам по-доброму, многие открывали двери и приглашали в гости. В чайхане незнакомый мужчина купил нам с Максом по бутылке газировки. Когда мы отдыхали в тени автобусной остановки, притормозила машина, и нам дали арбуз, который мы тут же съели. Милиционер из Куляба пригласил в дом и от души накормил обедом, а начальник погранзаставы, что у границы с Киргизией позвал к себе в часть, накормил от души и ещё с собой дал несколько банок тушенки, лепёшки и чай.
Инсайт
Когда я двигался к заветным 4655 метрам, в голове крутились две мысли: "Что я скажу на видео людям, когда достигну вершины?..", и о том, что нужно как можно быстрее пройти перевал и спуститься вниз во избежание гипоксии. Наверху уровень кислорода в крови был около 72%, но мне никогда не дышалось так свободно. Хотелось остаться на этой вершине навсегда. Понимание, что такое происходит всего раз в жизни и уже через 100 метров ты будешь гораздо ниже, удерживало. Я не хотел расставаться с Памиром. Такие путешествия заставляют задуматься о том, как сильно люди недооценивают то, что у них есть, а все эти истории про успешный успех и погоню за роскошью не имеют никакого значения.