Найти в Дзене
Солнце Севера

Неразгаданная тайна сказки "Репка": драма абсурда или миф с волшебными существами?

Кто в действительности помогал деду вытащить гигантский корнеплод, или сказка "Репка" как метафизическая драма абсурда Мало кто знает, но настоящая сказка про «Репку» звучит совсем иначе, чем мы привыкли: мало того, что в ней Жучка попросту именуется сучкой, так ещё и решительный вклад в вытягивание репки вносит не какая-нибудь мышка, а нога, притом пятая нога.
В этом свете стихотворение Е.В. Головина, начинающееся строками «У Питоновой Марьи Петровны/ За ночь выросла третья нога...», начинает играть новыми красками.
Кто читал народные сказки без редактуры не будет удивляться тому, что многие из них больше подходят для съёмок триллеров и хорроров, нежели для чтения детям. Однако ж сказка о репке – вовсе из ряда вон выходящий случай. Но да не будем томить, давайте уже её прочтём, а потом попробуем истолковать.
В сборнике А.Н. Афанасьева она пересказана так:
«Посеял дедка репку; пошел репку рвать, захватился за репку: тянет-потянет, вытянуть не может! Созвал дедка бабку; бабка за дед

Кто в действительности помогал деду вытащить гигантский корнеплод, или сказка "Репка" как метафизическая драма абсурда

Мало кто знает, но настоящая сказка про «Репку» звучит совсем иначе, чем мы привыкли: мало того, что в ней Жучка попросту именуется сучкой, так ещё и решительный вклад в вытягивание репки вносит не какая-нибудь мышка, а нога, притом пятая нога.

В этом свете стихотворение Е.В. Головина, начинающееся строками «У Питоновой Марьи Петровны/ За ночь выросла третья нога...», начинает играть новыми красками.

Кто читал народные сказки без редактуры не будет удивляться тому, что многие из них больше подходят для съёмок триллеров и хорроров, нежели для чтения детям. Однако ж сказка о репке – вовсе из ряда вон выходящий случай. Но да не будем томить, давайте уже её прочтём, а потом попробуем истолковать.

В сборнике А.Н. Афанасьева она пересказана так:

«Посеял дедка репку; пошел репку рвать, захватился за репку: тянет-потянет, вытянуть не может! Созвал дедка бабку; бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут! Пришла внучка; внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут! Пришла сучка; сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут!

Пришла нога (?). Нога за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут! Пришла друга нога; друга нога за ногу, нога за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут! (и так далее до пятой ноги). Пришла пята нога. Пять ног за четыре, четыре ноги за три, три ноги за две, две ноги за ногу, нога за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут: вытянули репку!»

Так вот откуда растут ноги у обэриутов! – можем воскликнуть мы, особенно если поглядим на иллюстрации к этому торжеству сказочного абсурда. Думается, что к появлению пятой ноги слушатель должны был бы укатиться под стол вслед за Пушкиным и Гоголем. Вываливающиеся из окон старухи Д. Хармса – что-то из той же оперы. Может, он и вдохновлялся русской сказкой?

Возможно, так сказитель решил обыграть поговорку "как собаке пятая нога". Эту версию подтверждает то, что ноги приходят на помощь следом за сучкой. Получается, нечто совершенно постороннее и даже несочетаемое (честно говоря, у собаки не то, что пять, а не одной ноги нету - всё лапы) сгодилось в деле.

Правда, есть ещё одна версия того, как истолковать эту сказку, ещё более нелепая: якобы нога – это Ногай-птица (она же Мугай-птица) из русских мифов. Её можно встретить, например, в «Голубиной книге сорока пядень» в сборнике Кирши Данилова (там она – «всем птицам мати»), или в сказках про Ивана-царевича, где она становится чудесным помощником. В «Азбуковнике» XVI века говорится о ней следующее: «Ног-птица так сильна, что вола поднять может. По воздуху летает и четырьмя ногами по земле ходит». На этом основании некоторые соотносят её с грифоном.

Тем не менее, такие мифологические повороты смысла сказки отнюдь не проясняют. Деду помочь вытащить репку прилетают пять могучих ногай-птиц и хватаются за сучку? Не легче ли было позвать на помощь Индрик-зверя или единорога?

Но как ни толкуй, а можно из этого примера сообщить следующее: представления про то, что сказка о репке, прежде всего, содержит мораль о помощи и взаимовыручке, разбиваются о подлинный народный вариант напрочь. Сказочка эта, по всему видно, полна гротеска и призвана разрывать ткань обыденного.

Сказки
3041 интересуется