На минувшей неделе случился маленький грустный «юбилей» — 12 сентября исполнилось ровно два месяца с начала «замедления» глобального видеосервиса в России. К сегодняшнему дню лояльность YouTube в большей степени сохранили подписчики и зрители общественно-политических каналов, а вот просмотры развлекательных каналов существенно просели…
12 июля 2024-го, в России начали замедлять ютьюб. К началу августа перебои в работе сервиса стали массовыми вплоть до остановки видеопотока. О том, что это произойдёт загодя предупреждали операторы связи и депутаты Госдумы. В частности — глава думского комитета по информполитике Александр Хинштейн ранее заявлял о возможности замедления YouTube в России как о намеренных действиях властей, направленных против «администрации иностранного ресурса», нарушающего законодательство РФ.
И вот к середине сентября, по данным аналитиков, количество просмотров у многих популярных блогеров просело на несколько десятков процентов. Держится только сегмент общественно-политических каналов, зрители которых, видимо, оказались более подготовленными к обходу блокировок.
Ситуация с развлекательными каналами, ориентированными на более широкую аудиторию, оказалась куда хуже. Согласно данным аналитической компании JagaJam, на которые ссылаются «Ведомости», в период с 22 июля по 25 августа 2024 года просмотры нового контента у крупных российских блогеров упали на несколько десятков процентов. Это касается как длинных роликов, так и вертикальных видео, которые публикуются в разделе Shorts.
Наибольшее падение просмотров — на 78% — аналитики зафиксировали у популярного канала «А4» (66,5 миллиона подписчиков), который ведет блогер Влад Бумага. Более того, он в целом стал публиковать меньше контента на ютьюбе. За этот период времени на канале «А4» появилось всего 10 роликов, что на 28,6% меньше, чем в аналогичный период до замедления ютьюба.
Влад, как многие блогеры в последнее время заливает свои видео и в VK, и на Rutube. Но там их смотрят гораздо меньше — даже после замедления ютьюба. У того же Бумаги в среднем ролики в VK, где у него почти 2,5 млн подписчиков) собирают примерно в 2–2,5 раза меньше просмотров, чем на канале «А4» в ютьюбе.
Сейчас есть два основных российских сервиса, которые в той или иной степени можно назвать хоть какой-то альтернативой ютьюбу, — это «VK Видео», и Rutube. Кроме того, существует недавно запущенный видеохостинг «Платформа», похожий как брат близнец на американский сервис, — однако за два месяца существования он не сумел существенно нарастить аудиторию, поэтому и у большинства роликов малое число просмотров.
Отечественные платформы стараются способствовать «перетеканию» блогеров, естественно, вместе с аудиторией к себе. И у «VK Видео», и у Rutube есть соответствующие сервисы, позволяющие блогерам выгружать свой контент с американского видеосервиса.
А вот рекламодатели, как отмечают «Ведомости», пока что не торопятся переносить бюджеты, заложенные на продвижение в ютьюбе, на другие платформы и ждут, как события будут развиваться дальше. Речь в первую очередь идёт о продвижении товаров и услуг через рекламные интеграции — в VK и на «Рутьюбе» этот формат все еще не очень востребован.
Вместе с тем, по данным пресс-службы Rutube, на которые ссылается РБК, в августе сервис вырос почти в два с половиной раза. «На сегодняшний день мы достигли 9,6 миллиона дневной аудитории, в то время как в июле этот показатель составлял лишь четыре миллиона», — говорится в сообщении. В июне 2024-го, до начала замедления, ютьюб в России ежедневно посещали в среднем 55,6 миллиона человек в день, пишут «Ведомости» со ссылкой на данные Mediascope.
Издание также отмечает, что с момента запуска приложение сервиса «VK Видео» было установлено 20 миллионов раз, а аудитория в августе 2024 года выросла в 2,2 раза по сравнению с июлем. Также отмечается, что приложения «VK Видео» и Rutube вошли в топ-3 по числу скачиваний в России.
Что касается российских властей, то они продолжают утверждать, что не планируют полную блокировку ютьюба на территории России, и продолжают формально настаивать, что всё происходящее с видеохостингом — следствие естественной «деградации» оборудования. Этой версии придерживается и Роскомнадзор, хотя ещё в конце июля ведомство заявило, что «многочисленные нарушения нашего законодательства, неуважение к нашей стране и гражданам являются основанием для принятия мер в отношении YouTube». Что это за меры — не уточняется.
Одновременно Роскомнадзор внимательно следит, чтобы сервис оставался в максимально нерабочем состоянии. Например, в конце августа российские интернет-провайдеры начали внедрять собственные решения, которые позволяли обойти замедление ютьюба. Через несколько дней РКН пригрозил компаниям административной ответственностью или лишением лицензии.
Последней неприятной новостью для российских пользователей ютьюба стала информация о том, что РКН планирует потратить 59 млрд рублей в обновление системы блокировки сайтов, включая и VPN. Модернизация может привести к тому, что VPN-сервисы потеряют эффективность для доступа к запрещённому контенту, считает эксперт юридической фирмы DRC Кира Таран. Она напоминает, что использование VPN-сервисов на данный момент не запрещено, запрещён именно обход блокировок.