Найти тему

"Русская тройка" на железных дорогах

Оглавление

Рассказываем о первом отечественном скоростном поезде — "Русской тройке", или РТ200

Фото: архив Тверского вагоностроительного завода
Фото: архив Тверского вагоностроительного завода

Догнать и перегнать

В начале 60-х годов между Москвой и Ленинградом запустили "Аврору" — поезд, мчавший на скорости 130–160 км/ч. Это был рекорд для Советского Союза, но не для Европы, где уже в то время пассажирские составы развивали 200 км/ч и даже больше.

Европу надо было догнать и перегнать. В середине 60-х решили создать поезд, который сможет мчать со скоростью до 225 км/ч. Над проектом трудились специалисты ЦНИИ МПС и Всесоюзного научно-исследовательского института вагоностроения, а строил вагоны Калининский (сейчас Тверской) вагоностроительный завод.

Электровоз ЧС2м-566 с вагоном на скоростных испытаниях: автор незвестен. https://trainpix.org/photo/83378/, Добросовестное использование, https://ru.wikipedia.org/w/index.php?curid=6524479
Электровоз ЧС2м-566 с вагоном на скоростных испытаниях: автор незвестен. https://trainpix.org/photo/83378/, Добросовестное использование, https://ru.wikipedia.org/w/index.php?curid=6524479

Рождение "Русской тройки"

Первые вагоны появились в 1972-м, а летом 1973-го на испытаниях между Ленинградом и Москвой поезд с электровозом ЧС2М разогнался до 210 км/ч.

Уже в 1975 году новенький состав с удобными креслами повёз первых пассажиров. В вагонах было радио, электроотопление, кондиционеры… В поезде работал бар. Вместе с обычными людьми в путь отправились создатели поезда, а также врачи, которые по ходу дела проверяли состояние пассажиров высокоскоростного состава.

Взлёт и падение

Спустя год, в 1976-ом, "Русская тройка" установила новый отечественный рекорд — 220 км/ч, а в 1980 году уже завершила свою звёздную карьеру.

Среди причин специалисты называют проблемы с конструкцией. Они не позволяли поезду курсировать на скоростях 200 км/ч и выше на регулярной основе: состав мог сойти с рельсов. Говорят также, что во время работы РТ200 перегревались компрессоры электровоза, а если хотя бы на одном из вагонов ломалась пневмоподвеска, скорость "Русской тройки" снижалась до 50 км/ч. По другой версии, для поезда не смогли подобрать адекватный локомотив, да и пути не подходили для столь высоких скоростей.

Скоростной электровоз ЭР200
Скоростной электровоз ЭР200

Как бы то ни было, над дальнейшим совершенствованием РТ200 и исправлением недочётов его конструкции работать не стали, а вскоре свет увидел скоростной моторвагонный поезд ЭР200, над которым трудились в Рижском ВНИИ вагоностроения. Так что первый отечественный скоростной состав просто разобрали на металлолом.

Кстати, в 70-х в СССР провели ещё один эксперимент со скоростью на железной дороге: установили на вагон двигатель от самолёта. Зачем это сделали и что из того вышло, читайте в нашей статье "Реактивный вагон. Как самолёт, только не взлетает".