Давним индустриальным центром региона, вносившим и вносящим важный вклад в безопасность страны, выступает Зеленодольск. Интервью с лидерами муниципальной власти, ведущих предприятий, бизнеса, культуры, общественных организаций и с простыми горожанами показали, какие его образы актуальны сегодня.
«…Они ценят свою преемственность. У нас же заводы существуют сто лет…»
Зеленодольск – поселение со своим уникальным, еще дореволюционным, заводским наследием. В конце XIXв. здесь были открыты мастерские по ремонту речных судов и начал строиться сталелитейный завод. Тем самым были заложены основы двух градообразующих предприятий – «Зеленодольского завода им. А.М. Горького» и «Завода имени Серго» (POZIS).
Важное экономическое и стратегическое значение имело открытие станции «Зеленый дол» и возведение передового по тем временам инженерного сооружения – железнодорожного «Романовского моста» через Волгу (1913 г.).
Эвакуация во время Первой мировой войны специалистов с Балтийского, Ижорского, а в 1941−1942 гг. Киевского и Ленинградского заводов сформировала здесь костяк инженерной интеллигенции и квалифицированных рабочих, определивший “лицо” города:
«Зеленодольск всегда славился инженерами, славился рабочим классом».
В годы Великой отечественной войны они, как и все жители города, внесли важный вклад в Победу страны. И сегодня ведущие производства Зеленодольска продолжают играть значимую роль в обеспечении ее обороноспособности. Видимо в связи с этим здесь развито юнармейское движение, сильна патриотическая составляющая:
«Наш город побратим Кронштадту. У нас военный завод, корабли, у нас кораблестроение.
Город, у которого «на все свое мнение…»
История Зеленодольска и специфика производств делают естественным его определение как города инженеров и корабелов. Это сказывается и на ментальности жителей. Вот как говорит об этом один из приглашенных в город креативщиков:
«Корабельное строительство, потом инженерное, то есть они по-другому думают, и качество образования у них другое».
При этом руководство заводов старается сделать все возможное для того, чтобы людям «было здесь комфортнее жить»: «Цель предприятия создать все условия, чтобы жители держались в городе».
Ведущие производства также занимаются подготовкой кадров, в том числе путем целевого обучения в вузах Казани, внося вклад в развитие человеческого потенциала города:
«У них свой есть … центр –…подготовка, переподготовка, повышение квалификации, переобучение. Они сами там все это делают».
Отмечалась и такая особенность зеленодольцев, как независимость суждений, неготовность «принимать все … под копирку»:
«Люди уже были инженеры, тем более с образованием. И они уже знали себе цену… изначально. ... У них на все свое мнение».
«… это ворота в республику»
Зеленодольск имеет большой потенциал, связанный с его выгодным транспортно-географическим положением – на одном из путей от главного города республики к столице России, в соседстве с рядом республик РФ (Чувашской, Марий Эл). Здесь расположен железнодорожный узел крупнейшей городской агломерации в Татарстане. Все эти преимущества стремятся использовать авторы реализуемого ныне проекта расширения границ города и его превращения во второе ядро Казанской агломерации, создания логистического хаба и IT-парка.
«Если будет IT- парк,.люди из других регионов, из соседних регионов, то же самое из Волжска, к нам подтянутся» .
Он обладает богатыми природными ресурсами − Волга, озера, леса − и близостью важных туристических объектов (Раифский Богородицкий монастырь, Остров-град Свияжск). Поэтому его будущее виделось интервьюируемым также в развитии рекреационного сервиса.
«Тихий город, относительно мало транспорта, зеленый /…/. Территория для отдыха от городской суеты».
Продолжение следует