Сегодня, 24 апреля 2022 года, ходила в поход на севере Армении, в Лорийской области с группой «Аршавнер» («Походы»).
Обычно, я хожу в походы, которые длятся весь день и прохожу не меньше 15 км. Но сегодня у нас значительно лёгкий поход – всего 10 км.
Как-бы много я не ездила по своей маленькой стране, всегда ещё находятся места, где я не была, и где можно найти что-то новое и интересное.
Таким новым и интересным местом оказалось село Амракиц в Лорийской области.
Своё название оно получило относительно недавно - в 2001 году. До 1938 года оно называлось Николаевка или Новониколаевка, с 1938 по 1991 года - Киров, а с 1991 года, после распада СССР и образования независимой Армянской республики, оно вновь было переименовано и сейчас называется Амракиц, что в переводе с армянского означает «рядом с крепостью». Недалеко от села находится знаменитая армянская крепость Лори, о которой как-нибудь обязательно расскажу.
Но почему сначала оно носило русское имя? А история очень интересная и немного непонятная.
Согласно Википедии и некоторым историкам, село Николаевка была основана украинскими казаками ещё в 18 веке (1840-ые годы).
Мне стало интересно, что делали украинские казаки в Армении. И вот, что я выяснила.
Оказывается, казачество в Закавказье появилось ещё в начале 18 века во время Персидского похода Петра I. Они воевали в составе русских войск.
Но массовое переселение казаческих войск на постоянную дислокацию в Закавказье произошло после русско-персидской войны 1826-1828 гг, русско-турецкой войны 1828-1829 гг и Крымской войны 1853-1856гг. Именно в эти годы украинские казаки и появились в Армении.
Казаки охраняли границу России с Персией и Турцией. И в эти же годы они основали село Николаевка на севере Армении, которая входила уже в состав Российской империи. В станицах они строили православные церкви. В Николаевке была построена церковь Святого Николая Чудотворца.
Здесь всё понятно. Но дальше утверждается, что в Николаевке жили русские. А когда сюда переселились русские?
Оказывается, после крестьянской реформы 1861 года, когда крестьяне получили вольную, многие из них переселились в южные губернии России, в том числе и в Армению. А селиться им в Закавказье разрешали при условии, что они соглашались вступать в Кавказское казачье войско.
В Николаевку тоже стали прибывать русские крестьяне, которые вступали в это самое казачье войско.
Казаки стали обживать новые места. Они переселялись семьями или обзаводились ими здесь же. И самое главное, они сохраняли свои обычаи, религию и традиции.
Сегодня в селе из 500 семей осталось только 15 русских семей. Как сказали местные, большинство переехали в русское «молоканское» село Фиолетово (тоже в Лорийской области), где есть русская община (об армянских «молоканах», русских по национальности, я расскажу отдельно).
В советские времена, по понятным причинам, село было переименовано в Кирово, а после провозглашения независимости Армении в 1991 году, по тоже понятным причинам, было переименовано в армянское Амракиц (замена «революционного» имени - армянским названием), тем более, что большинство семей здесь после землетрясения и независимости армянские.
Больше века церковь святого Николая Чудотворца была действующей, но сегодня она находится в аварийном состоянии. Причиной стало разрушительное землетрясение (Спитакское землетрясение), произошедшее в 1988 году в Армении, которое разрушило большинство сёл и городов на севере Армении.
Пострадала от землетрясения и православная церковь Святого Николая Чудотворца. Иконы церкви (церковь до землетрясения была действующей) были переданы православной церкви в городе Гюмри. А сама она так и стоит полуразрушенная и никому не нужная.
В Армении имеется Русская Православная Церковь (Московский патриархат). Говорят, церковь Святого Николая Чудотворца входит в Подворье Патриарха Московского и всея Руси в Армении. Патриархат поставили в известность о плачевном состоянии церкви. Пока ничего не изменилось, а ведь прошло столько лет! Понятно, что это скорее всего из-за того, что в селе почти не осталось русского населения, а у армян церковь не православная, а апостольская, и она не может и не хочет, наверное, вмешиваться в дела Патриархата. Все вроде христиане, а разделились на разные ветви и нет никакого единства. Но это уже другая история.
Теперь вся надежда на спонсоров, или государство или кого-то ещё, кому интересна история нашей страны и кому жалко терять такое красивое архитектурное сооружение.
Посмотрите, какие у неё интересные купола! В конце-концов, это - наша общая история! Местные дети, которые знали очень много о деревне и церкви, обнадёжили меня, что якобы есть уже планы восстановления церкви. Правда, я ничего об этом не нашла в соцсетях. Наверное, это просто надежда и вера детишек, что их церковь будет восстановлена.
Попасть внутрь церкви мне не удалось, так как дверь заколочена. Церковь рушится и заходить внутрь опасно.
Кстати, святой Николай Чудотворец на Востоке считается покровителем сирот, заключённых и путешествующих! А на Западе - покровителем детей.
Кто-то назвал церковь теремком из русских сказок. Кто знаком с русской культурой и русскими сказками согласятся, что церковь действительно похожа на теремок.
Терем-терем теремок!
Кто в тереме живёт?
Как я уже писала, в деревне Амракиц сегодня 500 семей, из них 15 - русские, а есть и смешанные семьи. У церкви я встретила девочку (на фото она крайняя слева), которая было очень похожа на русскую. Она сказала, что папа у неё русский, а мама – армянка.
Странно. Обычно бывает наоборот. 😀
Девочка продавала свечки у ворот церкви. Свечки можно зажечь у заколоченной двери церкви, где стоят несколько простеньких картинок-иконок.
В селе есть школа, хоть и маленькая (всего 30 учеников), но есть; есть детский садик, а также гостевой дом, где можно провести лето. Напомню, в Лори летом прохладно, а в Ереване - жара, достигающая 45 градусов и больше.
Что же! Несмотря на грустные нотки, день был интересный. Знакомство с новым и необычным всегда интересно. Появилась идея приехать, пожить здесь, пообщаться с местными русскими и выяснить их историю самой. Не плохо, не плохо... Меня ждут новые приключения!