Что происходит с рекламой? Раньше всё было просто: смотришь телик — тебе показывают стиральный порошок с сияющими рубашками или шоколадку, от которой у героев рекламы глаза округляются, как у кота из «Шрека». Но теперь всё изменилось. Реклама втиснулась в каждый уголок нашего мира. Мы все привыкли к баннерам и билбордам, но есть один хитрый способ, который набирает популярность среди маркетологов, – необычные рекламные инсталляции. Эти шедевры современного искусства, на грани абсурда и гениальности, стали настоящей борьбой за наше внимание. И мы, бедные зрители, не можем отвлечься, даже если очень хотим.
Представьте себе: идёте вы спокойно по улице, никого не трогаете, и вдруг — бац! — перед вами гигантская чашка кофе, из которой клубится настоящий пар. Вы стоите, чешете голову и пытаетесь понять, что происходит. Это вам не пригрезилось. Это кофе-бренд решил, что чем больше чашка, тем больше ваше желание выпить их продукт. И знаете что? Это срабатывает! Вот он, гениальный ход — заставить нас думать, что наш стандартный стаканчик капучино — это жалкое подобие того огромного чуда, что теперь живёт на вашей улице.
А как вам идея с гигантской бутылкой освежающей воды, установленной посреди города, но с одной хитростью — вода из неё капает прямо на голову прохожих? Ну не то чтобы вас хотят облить, но... да, они вас хотят облить! Это рекламная инсталляция одной известной марки напитков. Они как бы намекают: если тебе и так жарко, почему бы не освежиться с ними? Эффектный способ донести до нас мысль: "Освежись, иначе промокнешь!" Возможно, это и странно, но разве теперь кому-то нужны скучные плакаты?
Кстати, об идее нагнать страху. В одном мегаполисе вдруг появилась инсталляция в виде... зубастой банки энергетика. Да-да, вы не ослышались. Огромная банка, с острыми зубами и бешеными глазами, как бы намекает: "Эй, выпей меня, и будешь таким же бодрым, как я!". Может, после этого энергетика и не захочется его пробовать (кто знает, вдруг правда съест), но запомнить такой рекламный ход точно удастся на всю жизнь.
Но если рекламные инсталляции работают с нашими базовыми инстинктами — едой, страхом и жаждой бодрости, то как насчёт чего-то более тонкого? Как насчёт искусства? Вот пример: в одной европейской столице художники решили, что лучший способ продвинуть новый бренд модной обуви — это установить посреди главной площади гигантские туфли. Но это не просто туфли, а арт-объект в духе модернизма. Ноги туда не засунешь, зато можно полюбоваться издалека, подумать о вечном и понять, что без этих туфель жизнь будет какой-то неполной. Эстетика? Да. Ловкий ход маркетинга? Определённо.
Некоторые инсталляции играют не только на наши чувства, но и на взаимодействие. Вспомните инсталляцию, где для того, чтобы получить скидку на телефон, вам нужно было удержать взгляд на экране огромного билборда не моргая. Кажется простой задачей? Ну конечно, пока не попробуешь. Люди ходили мимо и не могли понять: почему взрослые дяденьки и тётеньки стоят с выпученными глазами и не моргают, как роботы? Результат: видео с этого "соревнования" облетели интернет, а бренд в итоге получил миллионы бесплатных упоминаний в соцсетях. Гениально? Гениально!
А как насчёт огромной упаковки жевательной резинки, из которой на улицу выбрасывают гигантские куски резины? Конечно, они не настоящие, но эффект такой, что хочется подойти, сесть на этот "кубик", подумать о жизни и потом пойти в магазин, купив ту самую жвачку. Возможно, нас не заставляют жевать 24/7, но теперь каждый раз, когда видишь жевательную резинку на кассе, перед глазами встаёт этот образ гигантских разноцветных кубов.
И это всё только вершина айсберга. Один бренд сумок однажды сделал огромные воздушные шары в виде своих продуктов и пустил их летать над городом. Представьте: летит над вашей головой гигантская сумка. И вы, человек, который никогда не думал о смене своей старой, верной сумки, вдруг ловите себя на мысли: "А что, если пора?". Реклама проникла в небо. Это ли не грань фантазии и реальности?
А как вам инсталляция, где прямо на остановке автобуса установили гигантский кусок шоколадного пирога? И запах, что вы чувствуете, не искусственный! Это настоящий аромат шоколада, которым щедро "нагнетают" ваше обоняние. Обычная поездка на автобусе превращается в настоящий квест: съесть этот гигантский торт или купить плитку шоколада. Конечно, выбирать вам, но маркетологи уже сделали свою ставку.
И наконец, вспомним про инсталляцию для тех, кто слишком много времени проводит в интернете. Один провайдер сделал инсталляцию в виде гигантского смартфона, на котором можно было буквально посидеть, потыкать пальцем и подумать о том, что мир — это не только соцсети, но и... соцсети в гигантских масштабах! По сути, это был огромный намёк на то, что пора обновить тарифный план, чтобы все мемы грузились быстрее. И знаете что? Это работает!
Все эти рекламные инсталляции не просто пытаются продать нам товары, они становятся частью городской среды, культуры и даже поводом для разговоров с друзьями. Ведь кто из нас не рассказывал хотя бы раз: "А ты видел тот гигантский бургер на площади?" Реклама больше не просто кричит с экранов, она вторгается в нашу реальность, заставляя нас улыбаться, удивляться и, конечно же, задуматься о покупке.