Не всем при увольнении удается сохранить хорошие отношения с начальником или коллективом, поэтому порой перспектива, что бывшему работодателю позвонят за рекомендациями, пугает.
Так ли это страшно? Что обычно говорят бывшие начальники о вас, и как сделать так, чтобы рекомендации бывших не помешали вам устроиться на работу? Давайте разбираться в этой статье.
Меня зовут Елена Маршалова, здесь я говорю про карьеру и поиск работы. Подпишитесь прямо сейчас, и ваша карьера пойдет в гору.
Лично я, когда занималась подбором, кажется ни разу не звонила бывшим работодателям кандидатов, которых собеседовала. Но иногда наводила справки по своим каналам.
Вообще это довольно распространенная практика, и когда мы говорим про должности специалистов и линейных руководителей, я бы сказала, что звонят и собирают рекомендации процентах в 40% случаев.
Когда речь идет о руководителях высшего звена - тут процент вырастает до 90%, практически всегда собирают рекомендации и общаются с бывшими коллегами.
Зачем компании это делают
Понятно, что собеседование - самый распространенный способ принять решение о найме, при этом понятно, что чем выше или ответственнее позиция, тем дороже обходится, если ошиблись с кандидатом.
- Бывает, что несколько человек поговорили с кандидатом, и у всех есть какие-то “но”, какие-то сомнения.
- Бывает, что человек так сладко льет на интервью, что хочется тоже услышать подтверждение, что говорит правду.
- Бывает, что сам руководитель, которому нанимают, проблемный и бесконечно ведет найм. И рекрутеры дополнительными рекомендациями, что называется, стелят соломку, собирая как можно больше информации о кандидате. Чтобы решение было более взвешенное.
- Еще одно мнение. Если это мнение не подставное - то иногда это тот кусочек пазла, который собирает всю картину воедино. Мнение эйчара, мнение руководителя, мнение бывшего начальника или кого-то из бывших коллег, кто видел этого кандидата в деле.
Нет какого-то определенного списка вопросов, которые задают. Как правило, спрашивают, как проявлял себя в работе, спрашивают выполнял ли какие-то конкретные задачи. Часто спрашивают про личные качества, важные для будущей должности - например, насколько самостоятельный, неконфликтный….. Почти всегда спрашивают, почему и как ушел. Чаще всего вопросы вытекают, если какие-то моменты по интервью смущают.
Но тут важно понимать, и может быть это вас утешит немного: по телефону люди неохотно делятся информацией с незнакомыми людьми. Представьте, вам звонит кто-то, кого вы не знаете, и спрашивает что-то про человека. Кто он? Как он будет использовать эту информацию? Недоверие очень высоко, поэтому чаще всего люди обходятся какими-то более мене общими фразами.
То есть грамотный рекрутер может распознать тон беседы, какие-то ключевые для себя слова выцепить, суметь задать вопрос достаточно узкий, но при этом показательный. Но в целом я не знаю случаев, когда решение о найме зависело преимущественно от мнения бывшего работодателя. Играет роль и является дополнительным аргументом - да. Но думать, что вас не взяли куда-то исключительно потому что позвонили бывшему и он наговорил гадостей - довольно инфантильно.
Полезно предупредить вашего рекомендателя, что вы оставляете его контакты, чтобы он был готов к звонку. Это тоже такая мера вежливости.
Наводить справки
Наводить справки - это немного другое. Обычно эйчары это делают по своим каналам, руководители - по своим. Собирают информацию преимущественно от людей, кто работал с человеком на одних проектах, даже подчиненные, или партнеры. То есть это не начальники. Такие рекомендации ценнее, потому что люди не готовились, и потому что их дают знакомые и через одно рукопожатие. Возвращаясь к тому, что люди неохотно делятся информацией: все-таки, когда спрашивают не совсем посторонние люди, более охотно рассказывают.
Поэтому, опять же, даже если вы указали контакты кого-то в своем резюме, необязательно будут звонить именно им. Это больше зависит, насколько широкие рабочие связи у нанимающего эйчара и руководителя.
Как повлиять на рекомендации
Вообще, рекомендации должны работать на вас. То есть классно, когда есть, кому позвонить про вас, и классно, когда там подтверждают ваш профессиональный уровень.
Поэтому:
- увольняться из компании всегда стоит в хороших отношениях. Увольнение - это нормально и в подавляющем большинстве случаев можно это сделать нормально. И с вашей стороны для этого тоже нужны действия - предупредить заранее, не уходить в разгар проекта/аврала не передав дела, не накалять конфликт если он вдруг есть, доделать свои задачи и процессы, чтобы новому человеку не нужно было, что называется, подчищать хвосты. Это двухсторонний процесс. И в подавляющем большинстве случаев руководители дают нейтральные рекомендации;
- стоит развивать свои социальные связи, поддерживать отношения с партнерами кроме вашего ближайшего круг. Опять же могут позвонить им;
- желательно иметь 1-2 контакта, которые вы можете предоставить в резюме или по запросу. Я говорила, что звонить по имеющимся контактам проще, чем искать другие, поэтому если у вас есть пара реальных человек, кто может содержательно рассказать про вашу работу - здорово.
Резюмируя
1) Бояться того, что позвонят вашему бывшему работодателю не стоит. Эти рекомендации могут быть сильно вам на пользу.
2) Думать, что раз вы ушли, про вас будут говорить негатив - не нужно. В большинстве случаев дают нейтральные рекомендации.
3) Стоит самому работать над отношениями, чтобы избежать плохих рекомендаций.
Друзья, поделитесь в комментариях, оставляете ли вы контакты ваших бывших коллег или руководителей? Как считаете, стоит ли собирать информацию о кандидате при найме на работу? Очень интересно ваше мнение по этому вопросу.
Напомню, что у меня есть Телеграм-канал, где я регулярно делюсь советами и фишками по поиску работы: там много бесплатных полезных подсказок, чек-листов, памяток - как составить резюме, как пройти собеседования, где искать работу. Так что заходите, подпишитесь, чтобы мы были на связи: