Различия в характере и запросах на терапию.
Принято считать, что психология — это ментальность и работа с убеждениями и психотравмами из детско-родительских отношений.
«Проработка» родителей и детских травм преподносится как ключ от всех дверей и решение всех проблем.
Но вот что интересно: если все люди проработают все убеждения и детские травмы, они станут одинаковыми?
Одинаково думать, чувствовать, вести себя (проявляться), станут ли проработанные люди идентичны?
Конечно же, нет. Но почему?
Ведь это логичное предположение и более того, так удобнее «двигаться в пространстве» — есть какие-то референсы и ты примерно понимаешь, что сейчас, со своими деструктивными установками я вот такой человек, а проработаюсь — и буду вот такой.
От успеха Саши Беляковой меня отделяет только установка на бедность, от Павла Дурова — только самооценка, до Пикассо не хватает только смелости проявляться и тд.
На практике же оказывается, что работа с убеждениями и детскими травмами не делает из вас другого человека, делает более целостного и оформленного — то есть укрепляется та личность, которая у вас есть.
🚫 Дисклеймер: дальше речь пойдет не о расстройствах психики и личности 🚫
Статья призвана дополнить представление о психологии личности, содержит в себе обобщения и допущения.
Если вы хотите разобраться в себе — приглашаю на индивидуальную консультацию.
➡️ Речь об уровнях организации психики и личности.
Это не мама с папой, это харизма 🤌🏽
Одна из задач психологии не в том, чтобы залечить и исправить, а в том, чтобы поверить в свое право на жизнь и адаптироваться к ней так, как этого требует ваш личный контекст.
Да, что-то вы будете исправлять, но с чем-то вы будете учиться жить и не бороться как привыкли, а доверять, принимать во внимание и разделять с другими тоже, когда мы говорим о социализации.
Если вы глубокий и творческий человек, если вы иначе видите мир, у вас свои ритмы жизни и тд, скорее всего, у вас повышенная чувствительность, вы человек яркий и талантливый, а в обычной мирской жизни «все не как у людей» + селфхарм 🤏🏽
Глубокими и творческими мы чаще всего называем людей с пограничным уровнем личности, например.
Учитывая это, становится видно, что далеко не всегда дело в «проработке мамы или папы».
В дело вступает органика.
При рождении у ребенка еще нет сформированной психики, нет сформированных отделов мозга — формирование высшей нервной деятельности происходить до взрослого возраста и зависит от прохождения ребенком этапов своего развития.
Поэтому внимание уделяется периодам жизни ребенка, ведь в каждый период он получает опыт и впечатления, которые напрямую биохимически участвуют в формировании отделов мозга и нервной системы.
Так в игру вступают уровни развития психики, которые дают нам устойчивые поведенческие черты, черты характера, глубину личности и тд.
Я ссылаюсь на Нэнси Мак Вильямс, её подход соответствуют международной классификации (МКБ) и практически применим.
То есть информация, о которой мы сейчас говорим, имеет практическое значение в психологии и терапии.
Итак, поехали :
- Невротический уровень — это верхушка, приближенная к «норме». Осложнения здесь, которые могут мешать жизни человека — неврозы. Невротические конфликты внутренние, противоречия выбора, моральных оценок и своего или чужого права на тот или иной поступок.
В невротической части личности сохраняется устойчивое «я», есть готовность решать конфликты и достигать целей.
Запросы на терапию:
- повышенная тревожность;
- эмоциональная нестабильность;
- навязчивые мысли;
- зависимости, гиперфиксации;
- заострение внимания на собственных ошибки и недостатках
- страх наказания
- проблемы контроля и ответственности
❤️🩹 На этом уровне как раз идет работа с детскими травмами, сепарацией с родителями, внутренним ребенком и тд.
- Пограничный уровень. Это «уровень между» и этим все сказано. Потому что я бы сказала, что фоновое состояние пограничной части — это нахождение между. «На кончиках пальцев», «между небом и землей», «платформа 9 и 3/4», «дверь в стене» — пограничная психики буквально ощущает эти вещи, может сказать как они пахнут, какие на ощупь — ключевое здесь будет вот это состояние «между». Для пограничного уровня психики характерно черно-белое мышление, резкие контрасты да-нет, хорошо-плохо, люблю-ненавижу и тд. Фоном идет вопрос идентичности «кто я?» трудно ответить на этот вопрос, потому что я и то и это и ничего из этого и все вместе.
Часто здесь находится расщепление (на несколько психических сюжетов», диссоциация и другие сложно организованные психические защиты.
Запросы на терапию:
- нестабильная самооценка;
- импульсивные поступки;
- саморазрушительное поведение; зависимости
- саботирование, избегающее поведение;
- непрекращающееся чувство одиночества;
- неумение сказать «нет»;
- неосознанная манипуляция близкими;
- полярность мнений.
- Трудно построить отношения, сближаться или завершать отношения
- Слияние в отношениях, созависимость (конфликт независимости)
- Трудно понять «кто я», выбрать направление
- Непредсказуемость поведения
- Тревога в отношениях
Пограничное мышление стремится к мистике, потустороннему и тд,
На этом уровне терапевтическая работа немного иная. Пограничная часть плохо понимает свои эмоции и терапия направлена на эту сферу.
- Психотический уровень.
Уровень фантазий. Низкая способность отличать фантазию от реальности, то есть это детское сознание, которое верит, что обладает способностями.
Низкое критическое мышление при высокой потребности в другом человеке.
Снижается связь с объективной реальностью.
Запросы на терапию:
- искаженное представление о себе и реальности
- Ипохондрия
- Потребность в человеке рядом
- Фоновое бессилие и страх перед жизнью
- вера в абсолютную небезопасность
Если в процессе чтения вы нашли у себя признаки нескольких уровней — это нормально!
Личность — многогранная. Психика — многоуровневая.
Ваша личность не ограничена какой-то одной чертой характера или привычкой.
Нормально, что у вас в личности сформировались части с разного уровня.
Единство в многообразии.