Огляделась. В саду копошилась какая-то женщина.
- Тётенькаа, - позвала её Фрося. – Где Мотя живёт?
Женщина выпрямилась, и Фрося удивлённо ойкнула. Это была Мотя.
- Нянька, я тебя не узнала! Богатой будешь!
Глава 69
Время летело быстро. Сентябрь выдался тёплым. Фрося вынесла во двор доски и ножки топчана, сбившийся матрас распотрошила и высыпала труху на мусорную кучу. В ней копошились какие-то жучки. Сделала себе факел из палки и тряпки, макнула его в баночку с керосином и принялась водить по доскам и ножкам топчана. Почерневшие от жара насекомые падали на землю. Набралась их большая горсть. Были и большие, и маленькие.
Таисия была дома. Готовила борщ и даже не вышла глянуть, чем занимается дочь.
- Захотелось клопов погонять, хай робэ. А то привыкла, что я за нэю усё переделую. Я сама сходила, тряпки отмыла до чиста и вальком их побила. Захотела теперь клопив изничтожить, хай робэ. Як ручки зроблять, так жопка и зносэ. А я буду на печке спать лягать. Там клопив ныма.
Но Фрося от своей задумки не отступила и мать на помощь звать не стала. Опалила доски, потом сожгла и кучку перебитого в матрасе на труху сена.
Зашла в хату.
- Мама, я сбегаю в магазин и куплю матрас, чтобы мягче было спать. Я старый матрас вытряхнула и сожгла. В нём было полно живности. Дайте денег.
- Обойдёся без матраса. Старый выкинула, спи на голых досках, - зло сказала Таисия и принялась энергично мешать борщ в чугунке.
Глава 68 здесь
Начало здесь
- Мама, тогда я возьму «под запись». С получки долг отдам. Нам как раз привезли матрасы. Люди по 5 штук берут. Говорят, что они долго не портятся. Кое-кто раньше брал.
- Ещё не хватало в долги влезать ради матраса. Я попросю соломы у людэй. Набью соломой старый чехол. Вот и будешь спать, як прынцесса.
- Мама, как Вы не понимаете, что уже совсем другое время наступило?! На соломе и на сене никто уже не спит.
- Ясно. Моя вчёна дочкА ны хоче спать на соломи. Гроши раскидуе, то на плаття, то на тухли. На, забирай свои гроши и распоряжайся ими сама.
Таисия подошла к сундуку, откинула крышку и замерла.
- А шо цэ такэ? Хто тут ковырявся?
Фрося подошла и уставилась в сундук. Всё лежало так, как она уложила. Но Таисия начала вываливать содержимое на пол, ругаясь и проклиная воров.
- Мама, с чего вы взяли, что в сундуке кто-то рылся? – спросила, осторожно заглядывая через материно плечо.
- Да что я не знаю, как тут усё былО? Махоркой я вещи пересыпала, чтобы моль не завелась. А дэ та махорка? Вот немного на самом низу. Ой ты, боже мой! А гроши дэ? Фроська, гроши дэ?
- Мама, я не знаю, куда Вы деньги прятали. Вы же мне не говорили.
- У сундуку они были. Я их у тряпочку завернула и у сундук, на самое дно, положила.
- Мама, ищите. И вспоминайте, куда сунули.
- Завернула у тряпочку, потом завязала в носок и положила… Вспомнила! Я их под сундук кинула, чтобы долго не рыться и дать тебе на плаття. Дала на плаття и кинула носок с грошами под сундук.
Таисия стала на колени, потом легла на земляной пол и зашарила рукой под сундуком.
- Не достану. Неси веник. – сказала дочке. Выгребла веником из-под сундука старый носок и сунула Фросе.
- Оце и вси твои гроши. Трать, як хочешь. А что ты лазила в сундук, я знаю. Чо ты там искала?
- Мама, я побежала за матрасом, а Вы складуйте всё обратно. Может, Вы хотели посыпать махоркою, да забыли и не посыпали, а теперь ищите крайних.
Фрося быстро вышла из комнаты и заторопилась в магазин. Решила назло матери купить сразу два матраса, чтобы мягче было спать.
***
Как назло, матрас остался только один. Но были ещё покрывала. Фрося махнула рукой и купила матрас и покрывало. Всё равно скандала не миновать.
Принесла вещи домой. Занесла в хату топчан. Сначала ножки, сверху уложила доски, постелила ряднынку, сверху положила матрас и накрыла покрывалом. Подушки выглядели нелепо в старых рваных наволочках на новом покрывале.
- Мама, дайте новые наволочки, я видела в сундуке.
- Когда ты видела? – воскликнула Таиса и уставилась, не мигая, на Фросю.
- Да вот только сейчас видела, когда Вы всё выкидали.
- Ны дам! Ишь, чого захотила! Усё ей новинькэ подавай! Хай лижать, они ище прыгодяца.
- Для чего они пригодятся?
- На приданое тоби дам, колы замиш пидэшь.
- Мама, молодая я ещё о замужестве думать. Что Вам так не терпится меня из хаты выпроводить? Давайте наволочки. А то, пока замуж соберусь, они спреють в сундуке.
- Нет у меня там цвили (плесени). Усё сухэ.
- Ладно. Накрою подушки покрывалом и буду так спать.
- Та быры вжэ. Забырай наволкы, - воскликнула мать, открыла крышку сундука и вытащила на свет две наволочки. - Тильки усё склала, опять пырыковэркала.
Фрося надела новые наволочки и со вздохом прилегла на топчан. Нужно было купить одеяло, простыни, чтобы уж не спать на голом матрасе.
Ссориться с матерью было бессмысленно. Она всё равно будет каменной стеной стоять на своём.
***
В субботу Фрося сказала, что в воскресенье у неё рабочий день с утра. Таисия странно посмотрела на дочь, ничего не сказала, а только покивала головой. Фрося прибежала на работу, набрала пряников, конфет. Карен взвесил, посчитал, Фрося заплатила из тряпичного узелка. Положила покупку в новое ведро.
- Карен Муртазович, я схожу к сестре. Племянникам понесу угощение. Если меня кто будет спрашивать, скажите, что отпустили меня, но не говорите, куда я пошла.
- Хорошо. Не скажу.
- Я вечером приду, полы помою и пыль вытру.
- Пораньше приди. Маринэ в гости приехала. Хочу сегодня раньше домой пойти. Гости будут. Шашлык будет. Чачу пить будем.
- Я не долго, - ответила Фрося и выглянула за дверь. Боялась, что Андрей может появиться в любое мгновение и испортить ей задумку.
- Нэ смотры. Уехал сегодня твой жених. Слышал, что отпуск у него закончился.
Фрося покраснела и только головой кивнула. Объяснять Карену, что Андрей для неё никто, она не стала. Пусть все думают, что у неё есть жених и приставать никто не будет.
Пришлось Фросе сделать большой круг, чтобы случайно не столкнуться с матерью. Путь был не близкий. Девушка торопилась. Вот и заветный поворот. Длинный плетень, огораживающий чей-то пустой участок, закончился. Фрося вышла на улицу, ведущую к реке. Прошла по ней. Повернула в узкий проулок и остановилась. Она забыла, куда идти дальше. Просто вылетело из головы, в какую сторону поворачивать.
Огляделась. В саду копошилась какая-то женщина.
- Тётенькаа, - позвала её Фрося. – Где Мотя живёт?
Женщина выпрямилась, и Фрося удивлённо ойкнула. Это была Мотя.
- Нянька, я тебя не узнала! Богатой будешь!
- Так часто в гости приходишь, что даже забыла, где мы живём! – недовольно проговорила старшая сестра и поджала губы.
Фрося даже вздрогнула, как была в этот миг Мотя похожа на мать. Вылитая мать.