Найти тему

Из практики: Женщина страдает перееданием. Причины кроются в детстве!

Сегодня разберем кейс на крайне злободневную тему – переедание, про это не очень принято говорить, многие стыдятся этого, скрывают проблему и более того, часто боятся обращаться за помощью к специалистам.

Итак, клиентка (далее Жанна) в первом сообщении указала, что испытывает проблемы с питанием и уточнила, занимаюсь ли этим направлением. Получив утвердительный ответ, записалась на консультацию.
Пришла женщина средних лет, замужем, двое детей. Запрос был сформулирован довольно четко: переедание, которое приводит к увеличению веса и проблемам со здоровьем.

Из первичной беседы после знакомства и установки сеттинга, было выявлено, что Жанна страдает от переедания более 10 лет; эпизоды переедания случаются несколько раз в неделю, обычно вечером или ночью; во время приступов она потребляет большие количества пищи, часто нездоровой и предпочитая высококалорийную. После переедания испытывает чувство стыда, вины и отвращения к себе (первый звоночек!), а иногда утром находит лишь обертки от еды, забывая, что было ночью. Клиентка пробовала самостоятельно справиться с перееданием, считала калории, «садилась» на диету, но после нескольких дней все возвращалось назад.

Физическое обследование: индекс массы тела: 32 (ожирение I степени), повышенный уровень холестерина и сахара в крови, периодическая одышка при физической нагрузке, риск развития сердечно-сосудистых заболеваний и диабета.
Психологическое обследование: выявлен высокий уровень тревожности, низкая самооценка, проблемы с реагированием на стрессовые ситуации (второй звоночек!), сниженный фон настроения, негативное отношение к собственному телу и отсутствие коммуникации с ним (третий звоночек!), постоянно тлеющий конфликт на работе с коллегами, нарушающими границы (четвертый звоночек!). Так же проведена диагностика когнитивной сферы, и обнаружена склонность клиентки к образному мышлению и большое количество сновидений, которые «мешают высыпаться».

В какой-то момент беседа свернула в плоскость обсуждения что/кто/почему заставляет переедать? (Такие вопросы редко возникают на первой сессии, но если терапевтическое пространство привело нас туда, то почему нет?!) и попробовали методику «пустого стула». Тут можно подробности опустить, но итог (!) клиентка вспомнила, что «в детстве мама могла оставить голодной, не приготовить завтрак и уйти на работу, вернувшись из школы могла найти пустой холодильник, где нет ничего».

Предварительный диагноз: расстройство переедания по классификации DSM-5
После чего с клиенткой были обсуждены цели терапии в соответствии с ее запросом: уменьшить частоту и тяжесть эпизодов переедания, развить здоровые пищевые привычки, улучшить саморегуляцию и управление эмоциями, повысить самооценку и улучшить образ тела.

-2

В итоге первой консультации клиентка получила домашнее задание, направленное на повышение осознанности при приеме пищи: какие чувства испытывает, когда открывает холодильник в вечернее и ночное время, всегда ли она испытывает чувство голода, когда садится за стол?
При этом вопросе Жанна явно удивилась, задумалась и сказала: «Правда! Я не всегда голодна, иногда это какой-то привычный способ реагирования, как на хорошее, так и на плохое» (пятый звоночек!). Как происходит прием пищи?
Так же рекомендовано ведение дневника эмоций в течение дня и ведение дневника сновидений.

Во время второй консультации после разбора домашнего задания, клиентке предложили обсудить детство, родительскую семью и ее историю, отношения между ними и их отношение к клиентке.
Здесь тоже было выявлено много факторов, оказавших влияние на формирование и развитие психики:
-
жестокость со стороны родителей,
-наказания за каждую полученную «четверку»,
-заставляли ходить на танцы и музыку, которые «я ненавидела!»
-и длительное игнорирование, если ребенок что-то сделал не так.

И один из таких эпизодов, когда мать не разговаривала с дочерью более недели привел к первому перееданию (какой это звоночек по счету?!).

Так же стало очевидно и отсутствие внимания, ласки, любви и заботы со стороны родителей, обсудили и фразу, что «так не было принято тогда»..., а потом обсудили, как неблагоприятный детский опыт влияет на развитие мозга, и чем это грозит для психики взрослого.

Итогом второй консультации явились и новые цели:

работа с последствиями неблагоприятного детского опыта,
с внутренним ребенком
и компенсация дефицита любви со стороны родителей.

План терапии был выстроен в течение последующих трех сессий:
1.Элементы классического психоанализа и юнгианского анализа, элементы КПТ и работа со сновидениями.
2.Практики осознанности и самосострадания; Техники управления стрессом;
3.Элементы психообразования.

Ожидаемые результаты:
-Снижение частоты и тяжести эпизодов переедания;
-Улучшение пищевых привычек и нормализация веса;
-Повышение самооценки и улучшение образа тела;
-Улучшение саморегуляции и управления эмоциями;
-Снижение риска развития связанных с весом проблем со здоровьем.

В течение полугода индекс массы тела снизился до 20.7, т.е. стал соответствовать нормальным значениям.

Через что же мы пришли за это время с клиенткой?!

Первое и самое важное открытие, которое мы сделали - причины настоящего кроются в детстве!

Установив контакт с телом и приняв его таким какое оно есть, стало возможным корректировать вес. Важным и довольно трудным оказалось «полюбить себя» и действовать в этих вопросах из любви к себе, а не из ненависти.

Существенную роль тут принесла проработка неблагоприятного детского опыта (тут хочется пояснить, что это такое, т.к. клиенты всегда спрашивают – просто проговорить и мне это поможет? Сомневаюсь… И правильно, потому что проговорить или проработать в терапии это существенно иная плоскость, нежели разговор с подругой в кафе, т.к. сам разговор выстроен определенным образом и скажу больше – даже молчание в кабинете обладает особым эффектом, ибо терапия складывается еще из воздействия терапевтического поля).

Проблемы детства были тесно связаны именно с любовью, той самой, что дают значимые взрослые, с другой стороны, непринятие и непонимание потребностей себя и собственного тела так же имело источник в детском возрасте.
Идентифицируя потребности клиентки и разрабатывая комфортные методики с опорой на образное мышление мы сумели так же улучшить понимание эмоций и повысить степень саморегуляции, за счет перемещения локуса контроля с внешнего на внутренний.

Значимая роль в работе была посвящена сновидениям, что позволило сделать первые шаги в познании и работе с бессознательными механизмами. Работа с активным воображением привела к идентификации внутренних субличностей и установлению коммуникации с ними.

Хотите найти причины вашего переедания и начать путь к здоровому телу, приглашаю на консультацию.

Еда
6,93 млн интересуются